Основные причины снижения объёмов импорта — падение потребительской активности в стране, сложная макроэкономическая обстановка и жёсткая денежно-кредитная политика, проводимая Центробанком. В подтверждение этих оценок Владивостокский морской торговый порт сообщил о снижении объёмов импорта на 19%. При этом экспорт, напротив, показывает рост на 4%, что свидетельствует о переориентации логистики на вывоз товаров.
Особенно заметен спад в торговле с Китаем. В то же время поставки из Вьетнама, Японии и Южной Кореи остаются стабильными. По словам директора филиала ООО «ФИТ» во Владивостоке Александра Руденко, китайский импорт через Дальний Восток снижается, в то время как по Балтийскому направлению эти объёмы сохраняются. Это связано с тем, что клиенты стали больше доверять стабильности и качеству сервиса в северо-западных портах.
Общий объём внешнеторгового контейнерного потока в стране остался примерно на уровне 2024 года, но произошло заметное перераспределение в сторону Балтики. Если в прошлом году доля дальневосточных портов в контейнерообороте составляла 45%, то теперь она упала до 38%. В то же время Балтийский регион укрепил свои позиции, увеличив долю до 42%.
Сократился также и каботаж через Дальний Восток — на 5%. Это снижение, по мнению коммерческого директора ПАО «ВМТП» Елены Казариной, напрямую связано с ослаблением покупательской способности в отдалённых регионах, таких как Сахалин, Камчатка и Магадан. Снижение спроса на доставку подтверждает общее падение потребления в стране.
Руководство Дальневосточной железной дороги всё же надеется на улучшение ситуации. Евгений Вейде сообщил, что железнодорожная инфраструктура полностью готова к возможному росту объёмов перевозок летом. В наличии необходимое количество подвижного состава и фитингов, ранее вызывавших дефицит.
Несмотря на это, эксперты остаются сдержанными в своих прогнозах. Александр Чевелюк отметил, что объективных факторов для серьёзного восстановления импортных перевозок пока не наблюдается. Тем не менее, кратковременные всплески активности в сезонный период не исключаются, особенно в июне–июле, если экономическая ситуация покажет признаки улучшения.