Один из ключевых проектов — развитие Транскаспийского маршрута. Китай и Казахстан подписали новое соглашение о расширении железнодорожного взаимодействия в рамках этого маршрута. Документ пришел на смену прежнему соглашению 2014 года, что говорит о серьезных переменах в расстановке логистических приоритетов. В условиях санкционного давления Транскаспийский маршрут, проходящий в обход России, стал актуальнее, чем когда-либо.
Китай одновременно с этим активизировал сотрудничество с Узбекистаном. Железнодорожная компания КНР учредила совместное предприятие с узбекскими партнерами для развития маршрута «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Хотя прямая железнодорожная линия по этому направлению пока не завершена, строительство уже ведется. После запуска маршрут станет частью расширенной схемы Транскаспийского коридора и обеспечит еще один независимый путь между Азией и Европой.
Не менее значимой стала инициатива Казахстана по участию в проекте Трансафганской железной дороги. Накануне был подписан меморандум между Казахстаном и Афганистаном, однако не совсем ясно, идет ли речь об альтернативном ответвлении через Туркменистан или же о полноценном параллельном участии в проекте России и Узбекистана. Напомним, ранее сообщалось о планах по строительству линии «Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак», которая соединяет туркменскую границу с пакистанской через территорию Афганистана.
Такая активность Казахстана выглядит оправданной: страна, не имеющая выхода к мировому океану, стремится получить кратчайший путь к морским портам через Афганистан и Пакистан. Это может кардинально изменить логистические возможности республики и увеличить ее значимость в международных поставках.
Таким образом, страны Центральной и Восточной Азии стремительно диверсифицируют логистику, выстраивая собственную инфраструктуру вне зависимости от традиционных российских маршрутов. Это не только повышает их стратегическую автономию, но и формирует новую архитектуру региональной торговли, способную изменить баланс сил в мировой логистике в ближайшие годы.