Согласно докладу, за пять месяцев текущего года нефтегазовые поступления составили 4,24 триллиона рублей. Это заметное падение, особенно учитывая, что на конец апреля годовое снижение оценивалось в 10,3%. Таким образом, май усилил отрицательную динамику — темпы падения ускорились.
В ведомстве отмечают, что ключевыми причинами такого спада стали уменьшение средней стоимости нефти на мировом рынке и эффект от разовой доплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступившей в феврале 2024 года. Эти факторы оказали значительное давление на объем доходов от экспортных энергетических ресурсов.
Снижение нефтегазовой выручки уже отразилось на общем состоянии бюджета. Госдума 10 июня одобрила внесённые правительством изменения в закон о бюджете, в результате которых размер дефицита увеличен до 3,792 триллиона рублей.
Однако на фоне падения одного источника финансирования наблюдается рост другого. Ненефтегазовые доходы за тот же период показали рост на 12,3%, достигнув 10,492 триллиона рублей. Минфин считает это позитивным признаком, указывающим на формирование устойчивой базы для пополнения бюджета за счёт внутренних экономических источников.
Эксперты подчеркивают, что такая диверсификация доходов может в будущем стать важным инструментом снижения зависимости бюджета от сырьевых рынков. Тем не менее, в краткосрочной перспективе нестабильность цен на нефть и сокращение экспорта будут оставаться риском для финансовой стабильности.