Эксперт отмечает тревожную статистику: около 30% грузовой техники по всей стране в данный момент простаивает, не находя применения. Причины — падение спроса на логистические услуги и избыток транспорта на фоне снижения объёмов грузопотоков. Васканян подчеркивает, что внешне растущий объем операций в отрасли не соответствует реальной добавленной стоимости, что и вызывает ассоциации с пузырем — когда видимая активность не подкреплена фундаментальными экономическими показателями.
Согласно последним данным, в первом квартале 2025 года ставки на автоперевозки по территории России снизились на 12,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Даже на фоне роста международных заявок — на 72% — цены в логистике продолжают снижаться. Например, доставка из Китая подешевела в среднем на 10%.
По мнению руководителя логистического отдела компании СЛК Алексея Захудалина, рынок в ближайшее время вряд ли вернется к активному росту. Он предполагает, что изменения в положительную сторону могут начаться не раньше мая, при этом прогнозируемое увеличение тарифов будет незначительным — порядка 5–10%.
Проблемы в логистической отрасли затронули и рынок труда. Журнал Forbes ранее со ссылкой на сервис «Зарплата.ру» сообщил о резком сокращении числа вакансий для водителей грузовиков. В марте 2025 года спрос на водителей с категориями С и Е упал почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Это означает, что в транспортной сфере наблюдается не только снижение количества заказов, но и активный уход с рынка целого ряда компаний.
Таким образом, отрасль грузоперевозок сегодня сталкивается с комплексом вызовов: от избытка транспортных мощностей до снижения деловой активности и кадрового голода. Станет ли это краткосрочной турбулентностью или началом системного кризиса — покажет ближайшее будущее.