Так, доля российской нефти в структуре китайского импорта снизилась с 19% в январе до 18% в феврале. Несмотря на уменьшение доли, Россия продолжает занимать лидирующие позиции на китайском рынке, опережая таких крупных поставщиков, как Малайзия (15%) и Саудовская Аравия (14%).
Аналогичная тенденция наблюдается и в Индии, где на Россию по-прежнему приходится 31% от общего объема нефтяного импорта. Тем не менее, конкуренция усиливается: Ирак поставляет 23% топлива, а Саудовская Аравия — 15%.
Кроме снижения спроса, российская нефтяная отрасль сталкивается с падением стоимости своего основного экспортного сорта — Urals. В марте цена барреля этой нефти достигла самого низкого уровня с июня 2023 года — 58,99 доллара. По данным агентства Argus, к апрелю цена опустилась ниже 50 долларов за баррель, что на более чем 10 долларов ниже потолка, установленного странами G7.
Однако снижение цен коснулось не только российского сырья. В начале апреля котировки нефти марки Brent рухнули до отметки в 59,81 доллара за баррель — минимального значения за последние четыре года. По мнению аналитиков Goldman Sachs, основной причиной текущего падения цен стала эскалация торговой напряженности между США и Китаем, которая оказывает давление на весь энергетический рынок.
На этом фоне аналитики пересмотрели прогнозы по стоимости нефти на ближайшие годы. В частности, оценка средней цены Brent на 2025 год снижена до 63 долларов, а на 2026-й — до 58 долларов за баррель. Всё это указывает на возможное продолжение давления на производителей, в том числе и российских.
В целом, текущая ситуация свидетельствует о нарастающих вызовах для нефтяной отрасли РФ. Ослабление спроса со стороны крупнейших покупателей и падение цен создают риски для поступлений в бюджет и устойчивости всей отрасли.