Госльготы сокращаются: малый бизнес остался без поддержки

Госльготы сокращаются: малый бизнес остался без поддержки
Самое популярное
13.07
Экспортеры продали всю валютную выручку: как это влияет на рубль
13.07
Криптофеномен 2025: что стоит за историческим ростом биткоина
13.07
ЦБ хочет навести порядок на внебиржевом рынке: грядут новые ограничения
13.07
ПИФы на подъеме: какие фонды принесут наибольшую доходность до конца 2025 года
13.07
Доходы России от нефти упали почти на 14%: влияние санкций и сезонности
13.07
ЦБ может не понизить ставку в июле: скрытые риски снова в фокусе
В первом квартале 2025 года объем государственной поддержки малого и среднего бизнеса, а также самозанятых, значительно сократился. По информации ВШЭ, речь идет о снижении почти на 43% — с 127,8 млрд рублей до 72,3 млрд. Это сопоставимо с уровнем поддержки в кризисном 2022 году, но тогда бизнес еще не в полной мере ощутил последствия санкционного давления, в отличие от текущей ситуации.

Число компаний, получивших поддержку, также снизилось — почти на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причины происходящего кроются в изменении приоритетов государственной политики: с 2025 года объем финансирования программ МСП сокращен, а льготные условия стали доступны лишь узкому кругу предприятий. Например, программа «1764» теперь работает только для компаний из пяти приоритетных сфер — производства, логистики, туризма, науки и IT. Это означает, что лишь 10% потенциальных получателей могут рассчитывать на льготы.

Кроме того, высокий уровень ключевой ставки, удерживаемой в районе 20–21%, делает кредитование дорогим и малодоступным. Банки не готовы активно участвовать в субсидируемых программах, так как компенсации от государства ограничены. Предприниматели же не справляются с долговой нагрузкой — за первые три месяца 2025 года около 70 тыс. компаний подали заявки на реструктуризацию своих кредитов.

По мнению Минэкономразвития, государство меняет подход: теперь акцент делается на качественные показатели — рост доходов, эффективность и конкурентоспособность бизнеса. Однако эксперты предостерегают, что такая переориентация может тормозить запуск новых проектов, масштабирование действующих компаний и рост занятости. Ведь МСП — это опора внутренней экономики, особенно в условиях санкционного давления и ограничений для крупных корпораций.

Снижение объемов помощи также вызвано стремлением сократить бюджетные расходы. Компенсации по льготным займам напрямую зависят от ключевой ставки, а ее высокий уровень требует существенного финансирования. В такой ситуации власти предпочли сделать меры поддержки точечными.

Между тем эксперты опасаются, что в условиях ограниченного доступа к финансам, предприниматели будут вынуждены замораживать инвестиции, сокращать персонал или вовсе закрывать бизнес. Это может спровоцировать рост безработицы и ослабление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке.

Тем не менее некоторые аналитики считают, что господдержка не должна быть постоянной и повсеместной. По их мнению, бизнес должен развиваться на рыночных условиях, а субсидии — лишь ускорять этот рост. Власти, в свою очередь, утверждают, что нацпроекты по развитию МСП успешно реализованы: в секторе работает более 6,5 млн компаний и 29 млн человек, а его вклад в ВВП составляет почти 22%.

Однако в условиях замедления экономики и высокой ставки даже устойчивые компании сталкиваются с трудностями. Министр экономики Максим Решетников на Петербургском форуме признал, что ВВП страны находится на грани рецессии, и одной из главных причин является высокая стоимость кредитных ресурсов. Таким образом, сохранение ограниченного финансирования поддержки МСП может усугубить экономическое замедление и повысить социальные риски.