18 мая российские власти остановили греческий танкер Green Admire, следовавший из эстонского порта Силламяэ в Роттердам. Судно перевозило сланцевое топочное масло и было задержано при проходе через российские территориальные воды. В ответ на это Эстония заявила о перенаправлении всех судов исключительно через свои территориальные воды.
Этот инцидент стал ответом на действия эстонских ВМС, которые 13 мая попытались остановить танкер Jaguar, следовавший в российский порт Приморск. По российской версии, эстонские военные угрожали тараном и планировали высадить десант с вертолета. Ситуация разрешилась только после появления российского истребителя Су-35.
Эксперты видят в этих событиях опасную тенденцию. Алексей Громов из Института энергетики и финансов отмечает, что Россия демонстрирует принцип взаимности: "Это сигнал, что Москва не будет молча наблюдать за задержаниями своих судов". По его мнению, дальнейшая эскалация будет зависеть от действий западных стран.
Сергей Суверов из УК "Арикапитал" считает, что Россия показала свою готовность к жесткому ответу: "Это предупреждение для Европы, чтобы воздерживалась от подобных действий в будущем". Однако эксперт надеется, что на этом конфронтация ограничится.
Ситуация осложняется тем, что с декабря 2024 года страны ЕС договорились о более жестком противодействии так называемому "теневому флоту" России. В апреле эстонский парламент даже разрешил военным применять силу против гражданских судов, представляющих угрозу.
Станислав Митрахович из Фонда национальной энергетической безопасности напоминает, что инцидент 13 мая едва не привел к военному столкновению: "Все было на грани, но Эстония отступила. Россия показала, что готова использовать военную силу для защиты своих интересов".
Аналитики сходятся во мнении, что полномасштабная морская блокада России маловероятна - это означало бы прямое военное противостояние. Однако нынешний кризис свидетельствует о растущей напряженности в регионе, где каждая сторона демонстрирует готовность защищать свои интересы.