Федеральный закон № 14-ФЗ усиливает меры за незаконный каботаж. Теперь нарушители — особенно иностранные перевозчики из стран ЕАЭС — могут быть оштрафованы на суммы до 150 тысяч рублей. Поддерживает это нововведение и Приказ Минтранса № 398, где детализированы правила подачи заявок на выполнение каботажных перевозок, включая перечень документов и формат взаимодействия с российскими надзорными органами.
Особое внимание уделено и экспедиторской деятельности. Закон № 140-ФЗ определяет чёткие рамки работы экспедиторов, включая перечень обязательных требований к компаниям и ИП, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги. Вводится единый цифровой реестр «ГосЛог», в который вносятся данные об экспедиторах, имеющих право на деятельность. Все документы теперь формируются в электронном виде.
Одним из технологических прорывов становится внедрение электронного единого транспортного документа (ЕТД). Согласно Постановлению № 1036, этот документ будет подтверждать заключение договоров перевозки в смешанном сообщении и направляться в государственную информационную систему через цифровые каналы.
Также актуализированы нормы, касающиеся оплаты вреда от тяжеловесного транспорта и проезда по платным трассам — об этом гласит Федеральный закон № 241-ФЗ. Отныне иностранный перевозчик не сможет выехать с территории РФ, не погасив все обязательные платежи.
Немало новшеств касается и маркировки товаров. Утверждены правила идентификации продукции для спортсменов, детских товаров, сладостей и стройматериалов. Например, Постановление № 818 обязывает участников оборота наносить средства идентификации на упаковку и передавать данные в систему мониторинга.
Кроме того, усилен санитарно-карантинный и ветеринарный контроль в новых пунктах пропуска, а также расширен список пунктов, где эти функции будут выполнять таможенные органы.
Все эти меры направлены на повышение прозрачности и доверия в сфере логистики и внешней торговли, создавая более устойчивые и контролируемые цепочки поставок.