ФТС ужесточила правила: затраты импортеров на ввоз товаров выросли на 10%

ФТС ужесточила правила: затраты импортеров на ввоз товаров выросли на 10%
Самое популярное
04.09
Российско-китайский грузооборот взлетел: рост автоперевозок на 57% за квартал
04.09
Эксперт: из-за роста цен на доставку покупатели массово вернутся в обычные магазины
04.09
«Честный знак» для игрушек и цемента: как бизнес переживает новый этап обязательной маркировки
04.09
С 1 сентября стартует маркировка чая, кофе, сладостей и спортпита: бизнес готовится к росту издержек
04.09
Что и когда маркировать: полное обновление системы «Честный знак» в 2025 году
04.09
Wildberries запускает юнит-экономику: продавцы теперь видят прибыль по каждой позиции
Российские импортеры столкнулись с новым витком ужесточения таможенного регулирования, который напрямую бьет по их издержкам и в конечном счете — по карманам потребителей. Федеральная таможенная служба (ФТС) активно требует от участников внешнеэкономической деятельности включать в контрактную стоимость товаров расходы на услуги платежных агентов, осуществляющих перевод денежных средств зарубежному поставщику. Эта практика, по оценкам экспертов, в среднем увеличивает затраты компаний на ввоз и оформление продукции на 5-10%, а в отдельных случаях — и более.

Новая реальность для бизнеса означает, что теперь при декларировании необходимо закладывать в стоимость не только цену самого товара, но и все сопутствующие комиссии, уплаченные посредникам за финансовые операции. Это особенно актуально для торговли со странами Азии, где до 70% расчетов проводятся с привлечением таких платежных агентов. Ведомство, обосновывая свою позицию, ссылается на статью 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, которая трактует таможенную стоимость как сумму всех платежей, связанных с ввозом товара, а также на сложившуюся судебную практику, допускающую подобные доначисления.

Однако главная сложность для импортеров заключается не в самом факте новых требований, а в отсутствии прозрачных и единых критериев их применения. Бизнес жалуется на невозможность заранее предсказать, будет ли заявленная стоимость принята таможней или нет. У компаний нет доступа к тем же аналитическим системам, что и у ФТС, которые сравнивают цены с некими рыночными ориентирами. В результате процесс декларирования превращается в лотерею: чтобы минимизировать риски, компании вынуждены проводить внутренний аудит, изучать исторические данные по поставкам и готовить расширенный пакет документов, включая пояснения по ценообразованию, каталоги и прайс-листы.

Последствия несоблюдения новых правил могут быть серьезными: доначисление неуплаченных таможенных платежей с пенями, административные штрафы в размере от половины до двукратной суммы недоимки и даже конфискация товара. Но самый значительный эффект ощущают конечные покупатели. Увеличение издержек импортеров неминуемо транслируется в розничные цены. Сильнее всего это бьет по товарам массового спроса с низкой маржой — бытовой химии, недорогой электронике, продуктам повседневного спроса. Например, упаковка стирального порошка может подорожать на 30-40 рублей.

Эксперты предупреждают: если текущая практика будет носить стихийный и несистемный характер, это может привести к исчезновению части недорогого импорта с полок российских магазинов. Чтобы избежать этого, бизнес призывает регулятора к диалогу и выработке четких, понятных и справедливых правил игры. Ключевыми критериями могли бы стать прямая связь платежа с конкретной поставкой (включению подлежат только комиссии, непосредственно связанные с переводом денег поставщику) и обязательное документальное подтверждение всех затрат. Это позволило бы совместить задачи пополнения бюджета и борьбы с недобросовестными участниками ВЭД с необходимостью сохранения здоровой конкурентной среды и доступности товаров для населения.



Сейчас читают