По мнению эксперта, современные маркетплейсы взрастили у клиентов определенную модель поведения, основанную на максимальном комфорте и скорости. Покупки превратились в спонтанные и частые действия, а необходимость physically идти в магазин стала казаться анахронизмом. Ключевыми преимуществами онлайн-площадок стали беспрецедентно быстрая доставка и максимально упрощенная процедура возврата, которые полностью снимают с покупателя какие-либо усилия.
Однако за этим удобством для конечного пользователя скрываются огромные и часто неочевидные издержки, которые ложатся на продавцов и логистические операторы. Продавец вынужден оплачивать сборку заказа, его упаковку и транспортировку даже в том случае, если клиент в последний момент передумает его забирать. Такая модель потребления, построенная на огромном количестве мелких, индивидуальных посылок, создает колоссальную нагрузку на всю логистическую инфраструктуру страны.
Рано или поздно эти растущие издержки неизбежно отразятся на конечной стоимости услуги для потребителя. Доля расходов на доставку в общей цене заказа будет неуклонно увеличиваться, несмотря на все технологические улучшения, такие как роботизация складов и внедрение беспилотного транспорта. В перспективе заказ недорогого товара, стоимость доставки которого может в разы превышать его цену, станет экономически нецелесообразным для широких слоев населения.
Эксперт приводит наглядный пример: если из потребительской корзины в 10 тысяч рублей 3 тысячи будут составлять логистические расходы, то лишь очень небольшая и обеспеченная часть граждан согласится на такую переплату. Основная масса покупателей начнет пересматривать свои привычки и искать более экономичные способы покупок. Это приведет к естественному перетоку части аудитории обратно в офлайн-ритейл, где можно купить товар без наценки за доставку.
Таким образом, рынок ждет естественное охлаждение и восстановление баланса между онлайн- и офлайн-торговлей. Ошибочно было бы полагать, что электронная коммерция полностью уничтожит традиционные магазины. Вместо этого мы увидим более взвешенное и прагматичное потребление, где каждый канал продаж займет свою нишу в зависимости от типа товара, его стоимости и готовности покупателя платить за дополнительное удобство.