Специалисты прогнозируют, что экспорт казахстанской нефти сократится как минимум на 50%, что, в свою очередь, станет причиной снижения объемов добычи. Важно отметить, что через систему КТК проходит более 80% всех экспортируемых объемов нефти Казахстана. Данная ситуация может стать катализатором роста цен на мировом рынке, вследствие сжатия предложения.
Проблемы на выносных причалах КТК были выявлены в ходе внепланового контроля, который охватывает все порты Азово-Черноморского бассейна, осуществляющие операции с опасными грузами. Ожидается, что устранение технических проблем займет значительное время, и полноценная работа терминала не возобновится до лета. На текущий момент запасы нефти по-прежнему кажутся стабильными, но с увеличением накоплений в хранилищах станет очевидным, что Казахстану придется снижать объемы добычи.
Отметим, что в марте этого года Казахстан произвел почти 9 миллионов тонн нефти, что связано с увеличением объемов на месторождении Тенгиз. Однако с учетом текущих ограничений вероятность снижения экспортных поставок выглядит довольно высоко. Если экспорт упадет ниже 2,5 миллионов тонн, страна потеряет в средствах порядка 170 миллионов долларов в месяц.
Кроме того, в Казахстане обеспокоены устойчивостью своей инфраструктуры, учитывая недавние атаки беспилотников на нефтеперекачивающие станции, что может еще больше ухудшить ситуацию с отгрузками. На фоне глобальной экономической неопределенности этот кризис может иметь серьезные последствия не только для Казахстана, но и для международных нефтяных компаний, вовлеченных в добычу и переработку нефти в стране. Если не удастся найти выход из данной ситуации, Казахстану придется разработать план для временного перенаправления потоков, но делают это с оглядкой на высокие затраты.