Это привело к тому, что дорогой брендовый товар и его бюджетный аналог могут оцениваться одинаково. В результате, если заявленная цена ниже средней, система управления рисками автоматически присваивает поставке высокий уровень риска, инициирует дополнительные проверки и часто – перерасчет стоимости с последующим доначислением пошлин. По словам участников рынка, в ряде случаев сумма растаможки выросла с нескольких сотен тысяч до миллионов рублей.
Причина таких перемен, по мнению экспертов, – стремление Федеральной таможенной службы (ФТС) выполнить амбициозный план по сборам: в 2025 году ведомству поручено собрать более 8 трлн рублей – на 10% больше, чем годом ранее. Однако физический объем грузоперевозок не увеличивается, а значит, рост должен быть обеспечен за счет роста расчетной стоимости грузов.
Показательно, что за 2024 год ФТС зафиксировала перерасчеты по таможенной стоимости на сумму 38 млрд рублей. Чтобы достичь планки 2025 года, необходимо «выжать» в 21 раз больше – около 817 млрд рублей. Это делает практику массовых доначислений системной и почти неизбежной.
Сложность ситуации усугубляется тем, что все параметры, по которым происходит присвоение риска (включая ценовые профили и Индекс таможенной стоимости), являются закрытой информацией. Импортеры узнают о перерасчетах только постфактум – с возможностью оспорить их лишь через суд.
Подобные действия ведут к значительному увеличению сроков оформления. В 2024 году на «чистое» оформление без рисков уходило в среднем 47 минут, что уже превышало плановый норматив в 10 минут, установленный президентом. Новая система проверок увеличивает этот срок в разы.
Дополнительная угроза – автоматический перевод участников ВЭД в более высокие категории риска при выявлении «заниженной» стоимости. Это снижает доверие к бизнесу и усложняет дальнейшую работу с таможней.
На фоне этих нововведений возрастает интерес к альтернативным маршрутам через другие страны ЕАЭС – Казахстан, Беларусь. Их таможни продолжают работать по старым стандартам, а внутри союза действует свобода перемещения товаров без дополнительного контроля. В перспективе это может привести к оттоку платежей из российского бюджета в пользу других государств.
Эксперты считают, что политика ФТС направлена на сиюминутное выполнение плана, но игнорирует долгосрочные интересы бизнеса и государства. Вместо создания комфортных условий для импортеров, особенно в условиях санкционного давления, происходит усиление административного давления и финансовых рисков для участников внешнеэкономической деятельности.