Первый летний месяц начался с уверенного и стремительного роста. Уже к 4 августа значение индикатора достигло отметки в +40 пунктов. Этот скачок стал закономерным итогом трехнедельного восходящего тренда, движущей силой которого выступила острая нехватка свободного транспорта на фоне стабильно высокого спроса со стороны грузовладельцев. Естественным следствием этой ситуации стал рост конкуренции за свободные машины и увеличение ставок на перевозку.
Однако эта напряженность оказалась недолгой. Уже на следующей неделе рынок продемонстрировал резкое охлаждение. К 11 августа значение индикатора обрушилось ровно вдвое — до +20 пунктов. Такая резкая коррекция указала на временное выравнивание ситуации, когда часть спроса была удовлетворена, а предложение ненадолго стабилизировалось.
Середина месяца характеризовалась редким для летнего периода затишьем и стабилизацией. На 18 августа показатель фиксировался на уровне +21 пункт, а неделей позже, 25 августа, он практически не изменился, остановившись на отметке +20. Это был период максимального за весь месяц приближения к точке равновесия, когда рынок грузов и предложение транспорта находились почти в паритете.
Но спокойствие оказалось кратковременным. Финальные дни августа принесли новый виток активности и обострение дисбаланса. По данным на 31 число, Индикатор Атракса вновь совершил прыжок, достигнув значения +31 пункт. Этот всплеск прервал трехнедельный период относительного спокойствия и вновь сместил рыночные преимущества в сторону перевозчиков.
Положительное значение индикатора всегда указывает на то, что объем доступных к перевозке грузов превышает количество свободных машин. Таким образом, весь август рыночная конъюнктура была выгодна для логистических компаний и владельцев автопарков, однако степень этого преимущества значительно колебалась. Начало месяца ознаменовалось явным дефицитом мощностей и высокими ставками, середина — почти сбалансированным рынком, а конец — новым витком роста в пользу перевозчиков, сигнализирующем об увеличении спроса при ограниченных возможностях предложения.
Исторически сентябрь является месяцем, когда рынок логистики приходит в состояние большего баланса после летних колебаний. Например, в сентябре 2024 года Индикатор Атракса колебался в узком диапазоне от -4 до +3 пунктов, что отражало почти идеальное равновесие между сторонами.
Учитывая турбулентную динамику августа 2025 года, в начале осени можно ожидать сохранения умеренной волатильности. Рынок потенциально способен как приблизиться к точке баланса, так и так же быстро вернуться в «зеленую» зону перевозчиков в случае нового всплеска грузопотока. Участникам рынка стоит готовиться к быстрым изменениям конъюнктуры.
Индикатор Атракса — это комплексный показатель, рассчитываемый на основе анализа big data от более чем 325 грузовладельцев и свыше 12 900 транспортных компаний. Нулевое значение означает сбалансированный рынок. Положительные значения (превышение грузов над транспортом) создают условия для роста ставок и выгодны перевозчикам. Отрицательные значения (избыток транспорта) усиливают конкуренцию между логистами и позволяют грузовладельцам оптимизировать затраты. При расчете учитываются три ключевых метрики: динамика ставок в рублях за километр, соотношение опубликованных заявок на перевозку и предложений транспорта, а также скорость, с которой закрываются эти заявки.