Контроль ужесточается: транспортная реформа затронет всех участников перевозок

Контроль ужесточается: транспортная реформа затронет всех участников перевозок
Самое популярное
07.06
Bitfinex прогнозирует взлет биткоина до $150 000 в июле
07.06
Sui бросает вызов Solana: новый лидер DeFi на горизонте?
07.06
Швейцария начнёт обмениваться данными о криптовалютах с 74 странами
07.06
MOONPIG взлетает на 1200%: мемкоин Solana теперь на Bitunix
07.06
Биткоин оставил гигантов позади: как XYZ готовится к взрывному росту 30x
07.06
Биткоин рухнул до $103 тыс: как ссора Трампа и Маска обвалила крипторынок
На минувшей неделе российский парламент принял во втором чтении законопроект, который в корне изменит подход к регулированию сферы грузовых перевозок. В числе главных новшеств — создание реестра экспедиторов и переход на обязательный электронный документооборот. Это означает повышение прозрачности и усиление государственного контроля над логистической отраслью.

Согласно законопроекту, с 1 марта 2026 года начнет функционировать реестр транспортных экспедиторов. Внесение в этот список станет обязательным условием для ведения деятельности. Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, не зарегистрированные в реестре, фактически лишаются права заниматься экспедированием грузов.

При этом процедура включения в реестр будет бесплатной, однако участникам рынка предстоит соблюдать новые требования. Нарушения, связанные с экономической деятельностью или систематические ошибки при исполнении обязанностей, могут повлечь исключение из списка. Это создаёт дополнительную ответственность за соблюдение законодательства.

Не менее важным пунктом стало установление четких сроков перехода на обязательный электронный документооборот (ЭДО). С 1 сентября 2026 года бумажные накладные и заявки уйдут в прошлое — их заменят электронные версии. Обязательными для цифрового оформления станут авиационные и железнодорожные накладные, автотранспортные заявки, а также документы, оформляемые экспедиторами.

Все данные будут передаваться в государственную информационную систему ЭПД, интегрированную с ИС ФНС. Такая интеграция позволит усилить контроль налоговых органов за оборотом грузов и исключить «серые» схемы в логистике.

Параллельно на фоне усиления внутреннего контроля, продолжается либерализация транспортного сотрудничества с Беларусью. С 16 мая вступило в силу межгосударственное соглашение, отменяющее необходимость получения двусторонних и транзитных «дозволов» для грузоперевозок между двумя странами. Кроме того, исключены некоторые разрешения на перевозки в/из третьих стран, включая государства ЕАЭС, Балканы и СНГ.

До 2030 года планируется полный переход на безразрешительную систему. Уже сейчас отменены разрешения на перевозки товаров из Великобритании и стран ЕС, за исключением ряда государств, входящих в число наиболее требовательных в таможенно-транспортной политике.

Таким образом, транспортная отрасль России одновременно сталкивается с усилением контроля и цифровизации внутри страны и упрощением международных маршрутов с ключевыми партнерами. Это создает новые реалии для экспедиторов, перевозчиков и всех участников логистических цепочек. Отсутствие прозрачной документации и соответствия новым нормам может обернуться не только штрафами, но и полной потерей права на ведение бизнеса в отрасли.