К 2024 году более половины импорта в Россию приходится на Китай, активно растет сотрудничество с Ираном, Турцией, Индией и странами ЕАЭС. Параллельный импорт объемом свыше 70 млрд долларов стал важной частью внешнеторговых стратегий. Логистика превратилась в фактор конкурентоспособности.
В ряде сегментов конкуренция уже высока. Восточные автоперевозки пережили бум, но теперь работают по законам зрелого рынка, где маржа ограничена. Морские контейнерные перевозки стабилизировались на уровне докризисных объемов, но рост сдерживают удлиненные маршруты и издержки. Восточный железнодорожный коридор перегружен, модернизация ожидается не раньше 2026 года.
Тем не менее, остаются свободные ниши. Грузовая авиация нуждается в новых игроках: парк самолетов сокращен, а спрос на срочные перевозки — от фармацевтики до электроники — стабильно высок. Международный транспортный коридор «Север–Юг» обладает потенциалом роста в несколько раз, при условии устранения инфраструктурных узких мест и создания мультимодальных сервисов. Перспективны новые железнодорожные маршруты через Монголию, Юго-Восточную Азию и Центральную Азию, которые могут перераспределить десятки миллионов тонн грузов.
Отдельно стоит выделить параллельный импорт. Этот сегмент требует выстроенных схем, правовой грамотности и надежных партнеров. Возможности есть для 3PL-операторов, транзитных складов, IT-платформ для управления рисками и страхования санкционных поставок.
Эксперты выделяют пять ключевых трендов до 2030 года: закрепление восточных маршрутов как основных, интеграция иностранных перевозчиков через совместные проекты, развитие собственного транспортного и IT-парка, превращение параллельного импорта в полноценный сервис и усиление роли экологии и автоматизации.
Российская логистика находится в фазе активного переформатирования. Те, кто сегодня сумеет занять свободные коридоры, через несколько лет могут получить устойчивое конкурентное преимущество. Выиграют не самые крупные, а те, кто действует гибко, стратегически и с прицелом на долгосрочную перспективу.