Нововведение вызывает неоднозначную реакцию на рынке. Логисты задаются вопросом: не означает ли это, что экспедиторы фактически должны «доносить» на своих клиентов, даже если те не знали о необходимости специальных разрешений? Например, нередко компании или предприниматели обращаются за доставкой медицинского оборудования, лабораторных реагентов или электроники, для ввоза которых требуется лицензия. В таких случаях клиенты, как правило, готовы оформить документы корректно, однако теперь сама процедура выглядит более жесткой.
Закон предусматривает серьезные штрафы за несоблюдение новых требований. При первом нарушении экспедиторская компания может быть оштрафована на сумму от одной тысячной до трех тысячных годовой выручки, но не менее 500 тысяч рублей. Повторное нарушение обойдется дороже — от одной сотой до трех сотых выручки, но минимум в 1 миллион рублей.
Ответственность несут и клиенты. Если они не уведомят экспедитора о наличии в грузе запрещенных предметов, их ждут штрафы: для физических лиц — от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 50 до 100 тысяч рублей. К числу ограниченных грузов относятся боеприпасы, взрывчатые и радиоактивные вещества, иностранная валюта, ценные бумаги и оптическое оборудование.
В компании Rocket Cargo отметили, что инициатива направлена на повышение безопасности и прозрачности перевозок. Однако, по их словам, большинство клиентов не стремятся нарушать закон и обращаются к экспедиторам именно за консультациями. Нередко именно на этапе предварительных переговоров выясняется, что требуется дополнительное разрешение или лицензия. Тогда импортеры оформляют все документы и не пытаются перевозить запрещенные товары.
«Роль экспедитора должна заключаться в том, чтобы помочь клиенту разобраться в правилах ввоза и оформить доставку правильно, а не становиться посредником между бизнесом и контролирующими органами», — подчеркнули в компании.
Таким образом, новый закон ужесточает правила перевозки и добавляет логистическим компаниям контрольные функции. Для бизнеса это означает дополнительные риски и необходимость внимательнее относиться к документам на груз, чтобы избежать штрафов.