Грузовые авиаперевозки в БРИКС: плюсы, минусы и стоимость

Анализ авиаперевозок в БРИКС: скорость, стоимость, реальные проблемы и перспективы. Узнайте, когда доставка самолетом выгодна, а когда нет.
Грузовые авиаперевозки в БРИКС: плюсы, минусы и стоимость
Оглавление

Каждый второй клиент, который звонит впервые, произносит эту фразу. Мне нужно как можно быстрее. Все хотят самолётом. А потом они слышат цену, и разговор плавно переходит на морские перевозки. Это вечная история в нашей работе. Авиаперевозки БРИКС — это такая красивая, блестящая витрина, за которой скрывается очень специфический, очень дорогой и очень капризный инструмент.

Им нужно уметь пользоваться. Иначе это не логистика, а просто красивый способ потратить деньги. Давайте разберёмся, когда эта игра стоит свеч.

Авиаперевозки БРИКС

Когда самолёт — это не роскошь, а единственный выход

Давайте начистоту. Когда реально имеет смысл делать экспорт авиатранспортом? Есть всего несколько сценариев, где это оправдано.

  1. Когда время — это буквально деньги.
    Скорость — это главный, единственный и неоспоримый козырь. Возьмём для примера маршрут из китайского Сямыня в бразильский Сан-Паулу. По морю ваш контейнер будет идти 30, а то и все 50 дней. Доставка самолетомуложится в 2-5 дней. Разница колоссальная. Представьте: у вас партия свежих цветов, дорогих вакцин с коротким сроком годности или образцы новой коллекции, которые нужно было показать на выставке ещё вчера. Если они не прибудут вовремя, убытки будут в разы больше, чем стоимость перевозки. Или другой пример: в Бразилии на заводе сломался станок. Нужная запчасть есть только на складе в РФ. Каждый час простоя — это тысячи долларов потерь. Кто-то будет ждать корабль полтора месяца? Вопрос риторический.
  2. Когда груз слишком ценный, чтобы рисковать.
    Безопасность — второй пункт. Чем дольше груз в пути, тем больше с ним может случиться неприятностей. В море это штормы, в портах — вечная перегрузка, очереди. И, будем честны, риск воровства. В аэропорту всё строже. Меньше перегрузок, меньше людей имеет доступ к грузу, контроль на порядок выше. Поэтому, когда речь идёт о чипах, дорогой электронике, ювелирных изделиях, все предпочитают заплатить больше, но спать спокойно. Экономия на перевозке может легко обернуться полной потерей товара.
  3. Когда нужно дотянуться до другого конца света.
    Крупные аэропорты стран БРИКС — это мощные международные хабы. Шанхай Пудун в Китае — это вообще не аэропорт, а город-машина по обработке грузов, он связан с 250 точками по всему миру. Гуарульос в Бразилии — ворота во всю Южную Америку. О.Р. Тамбо в Южной Африке — в Африку. Та же авиадоставка Бразилия Индия, несмотря на всю её сложность, становится возможной именно благодаря этим хабам. Они позволяют связать то, что по суше связать невозможно.

 Про деньги и другие проблемы

Вот тут вся красивая теория и заканчивается, и начинается суровая практика. Если всё так хорошо, почему же все не летают?

  1. Цена. Это дорого. Очень, очень дорого.
    Давайте поговорим про актуальные цены авиаперевозки. Это не абстрактные цифры.
  • Возьмём популярный маршрут Китай-Бразилия. Стандартный тариф — от 6.5 до 8.5 долларов за килограмм. Хотите экспресс? Готовьте 9-12 долларов.
  • В среднем по миру тарифы после пандемии закрепились в диапазоне 3-7 долларов за кило. До неё было 2.5-5. Рост цен на топливо, нехватка пилотов и персонала на земле, всё это заложено в ваш счёт.

Давайте посчитаем. Небольшая партия весом в 100 кг по маршруту в Бразилию обойдётся вам в 650-850 долларов. И это только фрахт. Добавьте сюда сборы аэропорта, топливные надбавки, расходы на безопасность, наземную доставку. Сумма легко удваивается. А теперь представьте паллету весом в полтонны. Сразу вся экономика вашего проекта может полететь в трубу.

  1. Ограничения. В самолёт всё не влезет.
    Это не контейнеровоз. Грузоподъёмность и объём грузовых отсеков ограничены. Даже большой грузовой Boeing B777F берёт на борт чуть больше 100 тонн. А на одно судно-контейнеровоз помещаются тысячи контейнеров, вес которых измеряется десятками тысяч тонн. Масштабы просто несравнимы. Поэтому если вы хотите отправить партию удобрений, угля или зерна, можете даже не звонить авиаброкеру. Вас просто не поймут. Это транспорт для штучного, лёгкого и дорогого товара.
  2. Таможня никуда не девается.
    Да, ваш груз прилетел за два дня. А потом он может на неделю застрять на таможне. Потому что в Бразилии, например, свои импортные пошлины, которые могут доходить до 35% от стоимости. И свои сложные правила оформления в системе Siscomex (интегрированная система внешней торговли Бразилии, которая управляет процессами импорта и экспорта). Если у вас хоть одна цифра в инвойсе не совпадает, или код ТН ВЭД указан спорный — всё, приехали. Ваш срочный груз будет лежать на складе временного хранения, а счётчик за хранение будет тикать. Самолёт свою работу сделал, а бюрократия — нет.

Авиаперевозки в БРИКС

Что вообще происходит на рынке сейчас?

Несмотря на все минусы, объёмы растут. Особенно в Азии.

  • Китай здесь впереди планеты всей. Почти 20 миллионов тонн авиагрузов в год. Весь их гигантский рынок электронной коммерции держится на скорости.
  • Индия тоже подтягивается. У них сейчас чуть больше 3 миллионов тонн, но прогнозы по росту — до 9.5 миллионов к 2033 году. Они активно строят инфраструктуру.
  • Бразилия перевозит около 1.4 миллиона тонн, и большая часть — это международные грузы.

А вот по России и Южной Африке всё сложнее. Свежих и полных данных почти нет. Понятно, что санкции сильно ударили по международным маршрутам РФ, заставив переориентироваться на внутренние рейсы и на ближайших соседей.

Что-то, конечно, пытаются делать сообща. Например, запуск грузового рейса в рамках авиаперевозки БРИКС: Сямынь (Китай) – Аддис-Абеба (Эфиопия) – Сан-Паулу (Бразилия). Летает Ethiopian Airlines. Два раза в неделю. Но давайте будем реалистами: два рейса в неделю — это капля в море. Это нишевый, бутиковый сервис для избранных грузов. Погоды для рынка в целом это не делает, но показывает, что они хотя бы ищут пути.

Так какой вывод?

Доставка самолетом — это всегда компромисс. Вы меняете деньги на время. И прежде, чем принимать решение, нужно просто сесть с калькулятором и честно посчитать. Что вам дороже: неделя простоя оборудования или несколько тысяч долларов сверху за перевозку?

Если этот расчёт сходится в пользу самолёта, отлично, это ваш инструмент. Если нет, то добро пожаловать в мир морских перевозок с их неспешностью и своими проблемами.

Чтобы не ошибиться в этих расчётах, нужно знать актуальные ставки и понимать все риски, о чем мы расскажем в других статьях.