Логистика для маркетплейсов в странах БРИКС: особенности B2C-поставок

Как реально работает доставка для Ozon, Mercado Livre и других маркетплейсов в БРИКС? Разбор B2C-логистики, проблем и уникальных решений в каждой стране.
Логистика для маркетплейсов в странах БРИКС: особенности B2C-поставок
Оглавление

Все говорят про экспорт через маркетплейс. Про то, как легко теперь продавать свои товары в Бразилии или Индии. Нажал кнопку — и твой товар уже в корзине у покупателя за тысячи километров. Звучит красиво. Но между этой кнопкой и моментом, когда покупатель получает свою посылку, лежит целая пропасть. Имя этой пропасти — логистика для e-commerce.

Рынок этот, конечно, гигантский. Аналитики обещают, что с 85 миллиардов долларов в этом году он вырастет до 210 миллиардов к 2033-му. Цифры будоражат воображение. Но весь этот рост, вся эта нагрузка ложится на плечи тех, кто должен физически доставить миллионы посылок. А в странах БРИКС это, мягко говоря, нетривиальная задача.

логистика маркетплейсов с Бразилии

Бразилия.

Начнём с Бразилии. Крупнейший рынок e-commerce в Латинской Америке. Главный игрок — Mercado Livre. И главная проблема, сама страна. 8.5 миллионов квадратных километров. Это не просто большая страна. Это горы, джунгли, огромные мегаполисы и бескрайние пустоши между ними.

Как здесь работает доставка B2C?

  • Почта (Correios).Старая добрая почта. На неё до сих пор приходится львиная доля доставок, просто потому что только у неё есть хоть какая-то сеть по всей стране.
  • Курьеры.В городах типа Сан-Паулу и Рио — да, без них никуда. Мотоциклисты, снующие по пробкам, это уже часть пейзажа.
  • Доставка в тот же день.Это вообще роскошь, доступная только в самых крупных городах.

Главная проблема — это инфраструктура. Как только выезжаешь за пределы развитого юго-востока, хорошие дороги заканчиваются. Доставка в отдалённые районы Амазонии может занимать больше недели. Поэтому, когда читаешь, что Mercado Livre вкладывает 23 миллиарда реалов в логистику и строит 21 центр распределения по всей стране, это не от хорошей жизни. Это просто попытка хоть как-то покрыть эту огромную территорию и сократить сроки доставки. Они пытаются построить свою собственную почтовую систему, потому что государственная не справляется.

логистика маркетплейсов в России

Россия.

В России проблема похожая — это гигантские расстояния. 11-часовых поясов. Но к этому добавляется ещё и климат. Доставлять курьером посылку в сибирский посёлок зимой — это экономическое самоубийство.

Поэтому у нас прижилась другая модель. Логистика маркетплейсов БРИКС в России — это, прежде всего, пункты выдачи (ПВЗ) и постаматы. Ozon, Wildberries — все эти платформы в БРИКС строят не столько курьерские службы, сколько сети точек, куда люди могут прийти за своими заказами сами. Около 70% всех посылок в стране забирают именно так.

Курьерская доставка, конечно, есть. Но это в основном для Москвы, Питера и других миллионников. А ещё у нас очень популярна оплата при получении. Люди, особенно в регионах, не доверяют онлайн-платежам. Хотят сначала посмотреть товар, а потом отдать деньги. И это создаёт дополнительные сложности для логистики: нужно организовывать инкассацию, работать с наличными.

логистика маркетплейсов в Индии

Индия.

Индия — это вообще отдельная история. Рынок растёт бешеными темпами. Ожидается, что число онлайн-покупателей вырастет со 100 до 350 миллионов за несколько лет. Представьте себе этот объём.

Здесь главная проблема, не столько расстояния, сколько плотность и разнообразие. Тысячи почтовых индексов, города второго-третьего уровня, сельские районы с очень разной доступностью.

  • Доставка на домздесь стандарт. Flipkart через своё логистическое подразделение Ekart покрывает больше 14 000 почтовых индексов и умудряется доставлять больше 10 миллионов посылок в месяц.
  • Оплата при получении (Cash on Delivery)здесь тоже очень популярна из-за низкого проникновения кредитных карт.
  • Обратная логистика.Индийцы любят возвращать товары. Поэтому любая логистическая компания должна иметь отлаженную систему возвратов и обменов.

Справиться с таким объёмом без технологий невозможно. Ekart и другие компании активно используют ИИ для оптимизации маршрутов, чтобы хоть как-то упорядочить этот хаос.

логистика маркетплейсов с Китая

Китай.

А вот Китай — это другая планета. Это крупнейший рынок e-commerce в мире. В 2024 году они обработали около 174,5 миллиарда посылок. Просто вдумайтесь в эту цифру. Это больше половины мирового объёма.

Здесь логистика для e-commerce — это уже не про курьеров на велосипедах.

  • Сеть Cainiaoот Alibaba — это не просто служба доставки. Это умная платформа, которая интегрирует сотни логистических компаний, оптимизирует маршруты и управляет всем процессом. Их стандарт, доставка за 24 часа внутри Китая.
  • Дроны и роботы.com уже вовсю использует дроны и автоматизированные транспортные средства для доставки в отдалённые сельские районы, куда человеку добираться долго и дорого.
  • Пункты выдачи (Cainiao Stations)тоже есть, но они работают как высокотехнологичные хабы.

Даже у них есть проблемы. Например, обеспечить быструю доставку в деревни в горах всё ещё сложно. Но уровень развития их инфраструктуры и технологий просто несопоставим с другими странами БРИКС. Если посмотреть на индекс эффективности логистики (LPI), у Китая он 3.61, а у России, например, 2.76. Это не просто цифры. Это разница между автобаном и просёлочной дорогой.

логистика маркетплейсов с Южной Африкой

Южная Африка.

Рынок ЮАР растёт, но он очень контрастный. В крупных городах вроде Йоханнесбурга или Кейптауна всё более-менее хорошо. Но за их пределами качество инфраструктуры резко падает.

Главный игрок, Takealot, пытается решить эту проблему, строя большие распределительные центры и открывая пункты выдачи. Но главная жалоба покупателей — это надёжность. Поздние доставки, непредсказуемые сроки — это обычное дело. Люди здесь предпочитают доставку на дом, около 70% выбирают именно этот способ. Но обеспечить её стабильное качество по всей стране пока не получается.

Подвидем итоги?

Получается, что логистика маркетплейсов БРИКС — это лоскутное одеяло. В каждой стране свои проблемы и свои, уникальные решения. Где-то делают ставку на технологии и дронов, где-то, на густую сеть дешёвых пунктов выдачи.

Но есть и общее. Все крупные игроки понимают, что без собственных, мощных логистических сетей на этом рынке не выжить. Они вкладывают миллиарды в склады, транспорт и IT-системы. Потому что в конечном счёте, в электронной коммерции вы продаёте не просто товар. Вы продаёте опыт. И этот опыт начинается с момента заказа и заканчивается только тогда, когда посылка оказывается в руках у клиента. Вовремя. И в целости.

Если вы планируете экспорт через маркетплейс, ваша главная задача, найти партнёра, который понимает все эти местные нюансы. Потому что ошибка в логистике может стоить вам не только денег, но и репутации. И вернуть её будет гораздо сложнее.