В июле темпы падения замедлились, но тенденция сохранилась: за месяц было перевезено 92,1 миллиона тонн, что на 5,4% меньше, чем в июле 2024 года. Основной вклад в снижение внесли падение перевозок зерна, стройматериалов, черных металлов и металлолома.
Так, объём погрузки зерна за январь-июль упал на 35,6%, до 10,1 млн тонн. Черные металлы сократились на 16,9% (30,8 млн тонн), стройматериалы — на 17% (56,3 млн тонн), а металлолом — сразу на 34,6% (4,4 млн тонн). Погрузка цемента снизилась на 14,1%, а кокса — на 14,8%.
Отрицательная динамика зафиксирована и в транспортировке нефти и нефтепродуктов — минус 4,7% (115,8 млн тонн), лесных грузов — минус 4,5% (15,2 млн тонн), а также химикатов и соды — минус 3,2%.
Некоторые категории при этом показали положительный тренд. В частности, объёмы перевозок удобрений выросли на 4% (41,1 млн тонн), а цветных руд и серного сырья — на 4,4% (10,1 млн тонн), что говорит о сохраняющемся спросе в аграрном и металлургическом секторах.
Общий грузооборот на сети РЖД также демонстрирует снижение. С начала года он составил 1448,5 миллиарда тарифных тонно-километров, что на 1,5% меньше по сравнению с 2024 годом. Если учитывать пробег вагонов в порожнем состоянии, то грузооборот уменьшился на 1,3% и составил 1795,6 млрд тонно-км.
В июле 2025 года эти показатели также снизились: грузооборот составил 198,3 млрд тарифных тонно-км (-5,1%), а с учетом порожнего пробега — 246,2 млрд тонно-км (-4,4%).
Снижение объемов перевозок фиксируется на фоне общего охлаждения экспортных и внутренних поставок в ряде отраслей. Аналитики связывают текущую ситуацию с сочетанием внешнеэкономических факторов, снижением инвестиционной активности и нестабильностью спроса на традиционные категории грузов, такие как уголь, черные металлы и стройматериалы.
При этом РЖД продолжают модернизацию инфраструктуры, включая работы на Байкало-Амурской магистрали и Транссибе, что может в перспективе создать условия для восстановления объёмов перевозок при улучшении рыночной конъюнктуры.