С технической стороны процесс запущен: таможенные органы уже не пропускают немаркированный товар через границу, а отечественные производители наносят коды Data Matrix либо непосредственно на производственной линии, либо сразу после выпуска продукции. Крупные поставщики, такие как официальный дистрибьютор масел ZIC, сообщают о полной готовности — пройдена регистрация в системе, отлажены процессы нанесения идентификаторов и автоматизирована отчетность.
Однако на практике не все так гладко. Многие автосервисы и мелкие торговые точки, которые раньше не сталкивались с системой маркировки, оказались в замешательстве. Владельцы собственных складов не готовы нести дополнительные расходы и организовывать у себя процесс маркировки остатков, предпочитая дожидаться, когда эту работу выполнит поставщик. Это создает временные логистические сложности и может привести к дефициту некоторых позиций в рознице.
Ключевой вопрос для конечных потребителей — повлияет ли нововведение на стоимость продукции. Оператор системы «Честный знак» — ЦРПТ — заверяет, что опыт 31 уже маркируемой товарной группы показывает отсутствие значительного влияния на цены. Себестоимость одного кода составляет 50 копеек, а общее влияние на конечную стоимость продукта оценивается менее чем в 1%, что ниже текущего уровня инфляции.
Позитивным эффектом стало выведение из тени части производителей: если ранее на рынке официально фиксировалось 746 компаний, то после введения маркировки в системе зарегистрировалось уже 942 участника. Это позволяет надеяться на увеличение налоговых поступлений и более цивилизованную конкурентную среду.
Но главная проблема пока не решена — эксперты отмечают появление на рынке поддельной продукции с имитацией кодов маркировки. Пока система работает в уведомительном режиме, и только с 1 апреля 2026 года введут прямой запрет на оборот немаркированной продукции с штрафными санкциями. До этого времени потребителям советуют сохранять бдительность и проверять приобретаемые жидкости через официальное приложение «Честный знак».
Таким образом, хотя маркировка автомобильных жидкостей — шаг в правильном направлении, для полноценной очистки рынка от контрафакта потребуется время и дальнейшее совершенствование системы контроля.