Контрольно-пропускной пункт «Темир Баба» — единственный официальный маршрут для автотранспорта между Казахстаном и Туркменистаном. Он играет стратегическую роль, соединяя страны Центральной Азии с Турцией, ОАЭ, Афганистаном и Пакистаном. Через этот маршрут в государства Ближнего Востока и Южной Азии обычно поставляются продовольственные товары и продукция из Европы. В обратном направлении следуют потребительские товары, сельхозпродукция, а также оборудование для нефтегазовой отрасли.
Пункт «Тажен», расположенный на границе с Узбекистаном, является главным транзитным коридором, связывающим Центральную Азию с Россией и европейскими странами. Согласно статистике, до 90% всего грузопотока через него составляет транзит, направляющийся в сторону РФ и других зарубежных направлений.
Реконструкция предполагает не только расширение проезжей части, но и установку новых технологий: автоматических весов, цифровых систем контроля и современных комплексов досмотра. Все это должно не только ускорить прохождение границы, но и повысить уровень безопасности и прозрачности логистики.
Несмотря на строительные работы, движение на переходах продолжается в штатном режиме. Представители ведомства подчеркивают, что модернизация проводится без остановки грузопотока, что особенно важно в условиях растущей нагрузки на транспортные пути.
По данным правительства Казахстана, до конца 2025 года планируется завершить обновление девяти крупнейших автомобильных КПП, включая объекты на границе с Китаем. Уже завершены работы на четырех из них: «Капланбек», «Атамекен», «Калжат» и «Алаколь», где благодаря внедрению цифровых решений прохождение границы сократилось до 30 минут.
В перспективе, до 2030 года, в Казахстане планируют модернизировать все 37 пограничных автомобильных пунктов. При этом премьер-министр страны Олжас Бектенов отметил, что текущие темпы реализации проекта недостаточны и поручил ускорить все процессы, связанные с обновлением пограничной инфраструктуры.