ФНС наносит удар: иностранные агенты под налоговым прицелом

ФНС наносит удар: иностранные агенты под налоговым прицелом
Самое популярное
18.08
Не просто отчёты: как аналитика действительно меняет бизнес
18.08
FESCO прокладывает курс в ЮАР: новый морской маршрут обрел имя
18.08
CeMAT RUSSIA 2025: в Москве покажут будущее складской логистики
18.08
Логистика под прицелом: Владивосток собирает экспертов на «Логистику 360»
18.08
Рекордный рывок: e-commerce в России растет быстрее, чем в Китае
18.08
Китай строит монстра: крупнейшее в истории слияние меняет мировой рынок судостроения
Внешнеэкономическая деятельность российских компаний оказалась под новым налоговым прессингом. Федеральная налоговая служба ужесточила контроль за расчетами с иностранными посредниками — включая платежных агентов, логистов, экспедиторов и закупочных агентов. Поводом для повышенного внимания стали массовые попытки оптимизации трансграничных операций, которые теперь воспринимаются как возможная схема ухода от налогообложения.

Теперь российские организации обязаны удерживать так называемый «налог у источника» при выплате вознаграждений нерезидентам за услуги, оказанные на территории России. Этот механизм предполагает удержание налога прямо в момент перечисления средств иностранной стороне. Особенно это касается случаев, когда между сторонами имеется взаимозависимость: например, доля участия в уставном капитале превышает 25% или у компаний есть общий бенефициар.

Нормативной базой для действий налоговиков стал федеральный закон № 539-ФЗ, вступивший в силу с начала 2024 года. Согласно ему, российские организации обязаны удерживать 15% с доходов иностранных партнеров, даже если речь идет о внутрикорпоративных переводах. Цель — предотвратить вывод прибыли за рубеж под видом внутрифирменных услуг и «перекачку» доходов через связанные компании.

По оценке юристов, нововведение стало реакцией на рост популярности иностранных платежных посредников. После 2022 года компании всё чаще прибегали к их услугам для обхода санкционных ограничений, особенно в логистике и импорте. Теперь же ФНС активно анализирует подобные операции и требует доначислений налога, если услуги были оказаны на территории России и имели связь с российскими бенефициарами.

Специалисты подтверждают: запросы от налоговых инспекций уже поступают в адрес логистических и транспортных компаний, которые оперируют через международных посредников. Бизнесу, по сути, предлагается пересмотреть все трансграничные цепочки и оценить, нужно ли удерживать налог при каждом взаимодействии с иностранным контрагентом.

Особую актуальность эта тема приобретает на фоне приостановки соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом западных стран. Это означает, что защита от повторного налогообложения больше не действует, и даже формально корректные схемы теперь могут трактоваться как потенциальное нарушение.

По состоянию на май 2025 года совокупная задолженность транспортных компаний по налогам превысила 9,3 миллиарда рублей — и это только по данным портала «Прозрачный бизнес». Новые требования могут еще больше усилить налоговую нагрузку на сектор, особенно в условиях высоких процентных ставок и снижения маржинальности логистических операций.

Российским участникам ВЭД следует срочно провести аудит схем расчетов с иностранными посредниками, проверить наличие признаков взаимозависимости и оценить риски удержания налога у источника. Игнорирование этих требований может привести к серьезным доначислениям, штрафам и блокировке операций.