Автоперевозки на износ: как маркетплейсы изменили правила игры в логистике

Автоперевозки на износ: как маркетплейсы изменили правила игры в логистике
Самое популярное
28.07
Как учитывать штрафы от Wildberries: разъяснения по бухучету и налогам
28.07
ЦБ готовит сюрприз: ставка вниз, но рынок может не выдержать
28.07
Минпромторг урежет список параллельного импорта: что скоро нельзя будет ввозить
28.07
Новый закон: конфискованные немаркированные товары можно передавать бесплатно
28.07
РЖД ожидает снижение объемов погрузки на 5%: как удерживают позиции в 2025 году
28.07
РЖД теряет до 15% грузов из-за фиктивных заявок на перевозку
Бурное развитие маркетплейсов за последние годы кардинально изменило ландшафт российского рынка автоперевозок. С ростом объемов онлайн-продаж на фоне цифровизации, маркетплейсы становятся не просто клиентами, а активными игроками, формирующими правила игры на логистическом рынке.

В 2024 году объем онлайн-торговли в России достиг 11,3 трлн рублей, заняв более 20% розничного рынка. У некоторых перевозчиков до трети автопарка работает исключительно под маркетплейсы. Это привело к расширению географии доставки, росту значимости «последней мили» и увеличению числа рейсов. Маркетплейсы организуют как собственную доставку, так и активно задействуют аутсорсинг, создавая высокий спрос на услуги транспортных подрядчиков и экспедиторов.

Однако столь динамичный рост сопровождается серьезными вызовами. Компании, стремящиеся соответствовать строгим требованиям маркетплейсов, сталкиваются с жесткими сроками, низкими ставками и дополнительными требованиями к упаковке и проверке грузов. Часто это вынуждает перевозчиков идти на рискованные решения — от перегруза до нарушения норм труда водителей.

По словам представителей логистических компаний, маркетплейсы диктуют условия, предлагая клиентам минимальные тарифы и бесплатную доставку. Это оказывает давление на логистов, которые вынуждены оптимизировать издержки, иногда в ущерб качеству и безопасности. Условия на грани рентабельности вынуждают игроков рынка экономить буквально на всём — от запчастей до страхования.

Технические инновации, такие как автоматизированные склады, доставка дронами и цифровые платформы, действительно улучшают процессы, но не решают главную проблему — обострение конкуренции и износ ресурсов. По мнению участников отрасли, маркетплейсы всё чаще выходят за рамки допустимого — в том числе в сфере каботажа и обхода норм российского законодательства, прибегая к схеме подмены перевозчиков.

Некоторые крупные площадки отрицают какие-либо нарушения и заявляют о приверженности закону. Тем не менее, эксперты уверены — не сами маркетплейсы, а исполнители ради выживания прибегают к сомнительным схемам. В условиях жесткой конкуренции даже минимальная ошибка или задержка может обернуться для водителя штрафом или потерей контракта.

На горизонте — переосмысление логистики в электронной коммерции. Без изменения моделей взаимодействия между маркетплейсами и перевозчиками, ситуация может привести к системному кризису в автологистике. Уже сейчас некоторые компании отказываются от работы с маркетплейсами из-за убыточных условий. Дальнейший рост отрасли будет возможен лишь при балансе интересов всех участников.