Он отметил, что сегодня на рынке транспортных услуг участились случаи подачи так называемых «инфлированных» заявок — когда заказчики резервируют объемы перевозок, которые не планируют реализовать. Такая тактика, по словам Глазкова, воспринимается как «читерство» и приводит к неэффективному распределению инфраструктурных ресурсов, особенно на направлениях с высокой нагрузкой.
Сложности фиксируются сразу в четырех ключевых регионах — на восточном, северо-западном, юго-западном направлениях, а также на южных погранпереходах. Заявки на перевозку здесь нередко превышают как показатели предыдущего года, так и реальные возможности логистической сети.
Если в мае и июне основная доля неисполненных заявок касалась западного направления, то уже в июле непредъявление грузов охватило и восточную часть страны. Это усложняет планирование перевозок и снижает эффективность логистических операций в масштабах всей железнодорожной сети.
Глазков также связал происходящее с ухудшением финансового положения участников рынка. По его словам, грузы не отправляются в том числе и из-за того, что получатели отказываются оплачивать продукцию, в результате чего отправители теряют возможность оформить перевозку.
Руководство РЖД рассматривает это как новый вызов и уже приступило к разработке технологических решений в сотрудничестве с участниками рынка. Цель — повысить прозрачность процессов бронирования и сократить долю неисполненных заявок, чтобы обеспечить стабильную работу грузового сообщения внутри страны и на экспортных направлениях.
На фоне общего спада объемов погрузки особенно во внутрироссийском сообщении, компания нацелена на повышение эффективности инфраструктурного планирования и ужесточение контроля за исполнением заявок.