Как пояснил директор департамента цифровых технологий Минтранса Артём Юренков, целью документа станет внедрение полноценной нормативной базы, которая обеспечит легальную и безопасную эксплуатацию автономных транспортных средств на российских дорогах. Инициатива базируется на опыте, накопленном в рамках экспериментальных правовых режимов, действующих в отдельных регионах страны.
В ведомстве напомнили, что уже с 2023 года по трассе М-11 «Нева», а также с апреля 2025 года на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) осуществляется движение беспилотных грузовиков. К 2026 году автономные перевозки также стартуют и на скоростной автомагистрали М-12 «Восток». За время испытаний машины без водителей преодолели в общей сложности более 9 миллионов километров.
Проект закона предусматривает ввод чётких определений для различных уровней автоматизации, установление прав и обязанностей производителей техники, а также формулировку требований к диспетчерскому управлению. В числе нововведений — создание на базе АО «ГЛОНАСС» специализированного Центра мониторинга беспилотного движения, который сможет оперативно вмешиваться в случае сбоев или киберугроз.
По словам представителей министерства, внедрение беспилотного транспорта станет важным шагом к цифровой трансформации логистики, повышению безопасности дорожного движения и снижению эксплуатационных издержек.
Проект также обещает учесть международный опыт и будет адаптирован с учетом российских реалий, включая климатические и инфраструктурные особенности. На текущем этапе документ проходит согласование с участниками отрасли и заинтересованными ведомствами.
Ожидается, что законодательное оформление правил для беспилотного транспорта станет ключевым элементом национальной стратегии по развитию интеллектуальных транспортных систем и будет способствовать притоку инвестиций в соответствующие технологии и стартапы.