Что изменилось?
Новые нормы предписывают:
- Установку инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) стоимостью от 200 млн рублей
- Модернизацию систем видеонаблюдения
- Оборудование ливневой канализации
- Размещение площадок только у крупных транспортных узлов
"Для терминалов, хранящих порожние контейнеры, такие инвестиции избыточны", - считает Игорь Остриков из ModernWay. По его словам, ручной досмотр с фотофиксацией вполне достаточен для таких операций.
Последствия для рынка
- Закрытие терминалов - особенно на землях сельхозназначения
- Рост цен - ставки за обработку могут увеличиться в разы
- Монополизация - выживут только крупные игроки с готовой инфраструктурой
- Дефицит площадей - проблема хранения пустых контейнеров усугубляется
"Некоторые операторы уже пересматривают тарифы в сторону повышения", - отмечает Дмитрий Суховерша из FM Logistic.
Экономические риски
Проблема осложняется:
- Высокими кредитными ставками
- Отсутствием льготных программ модернизации
- Жесткими сроками выполнения требований
- Существенными штрафами за нарушения
"Малому бизнесу просто негде взять 200 млн на ИДК", - поясняет эксперт. Это может привести к сокращению числа игроков на рынке с 50-60 до 10-15 крупных терминалов.
Альтернативы и перспективы
Временным решением могло бы стать:
- Введение переходного периода
- Разделение требований для терминалов разного типа
- Государственная поддержка модернизации
Однако пока власти не планируют смягчать новые правила. Это означает, что подмосковный логистический кластер ждет серьезная перестройка, последствия которой отразятся на всей цепочке поставок в центральном регионе России.