Как рассказал Виктор Калинин, директор по транспортной логистике ПЭК, оживление связано в первую очередь с сокращением парка техники. По данным Объединённой лизинговой ассоциации, с конца 2024 года компании вернули лизингодателям более 30 тысяч единиц транспорта, а ещё 10 тысяч находятся под угрозой возврата. Это вызвало рост конкуренции за заказы, но при этом не привело к ожидаемому увеличению тарифов.
Наиболее загруженными направлениями стали традиционно востребованные логистические маршруты: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Екатеринбург и Санкт-Петербург – Мурманск. Несмотря на загруженность, средняя стоимость перевозки осталась ниже уровня прошлого года — 79,5 рубля за километр, что на 9,7% меньше, чем в июле 2023 года. Аналитики ATI.su зафиксировали аналогичную тенденцию: индекс ставок упал на 2,7% год к году, достигнув 1670 пунктов.
Основной причиной слабого роста тарифов эксперты называют активность недобросовестных перевозчиков, предлагающих заниженные цены. Их доля на рынке, по данным «АвтоГрузЭкс», превышает 60%. Это создает давление на рынок и мешает формированию справедливой ценовой политики.
Однако в ближайшие месяцы ситуация может кардинально измениться. По прогнозу Калинина, к осеннему пиковому сезону — с августа по декабрь — ставки могут вернуться к значениям 2023 года, а к ноябрю возможен дефицит предложения, если текущий темп выбытия техники сохранится.
Интересно, что самые высокие тарифы фиксируются не на дальнемагистральных маршрутах, а на коротких перевозках между соседними регионами. Например, доставка из Тверской области в Подмосковье стоит свыше 150 рублей за километр, из Свердловской области в Тюмень — 132 рубля, а из Тулы в столичный регион — более 130 рублей. Эти направления остаются высокомаржинальными несмотря на общее снижение.
Таким образом, рынок находится в состоянии нестабильного равновесия: спрос растёт, но доход перевозчиков не всегда успевает за ним. Осенний сезон может изменить ситуацию — но только если компании успеют адаптироваться к изменяющимся условиям и выстроят эффективную ценовую стратегию.