Региональная картина спада:
- Балтийские порты: -33,2%
- Новороссийск: -23%
- Козьмино: -3,9%
"Ситуация предсказуемая, но все же болезненная, - комментирует Алексей Политов из Центрального аналитического агентства. - Санкции затронули значительную часть танкерного флота, обслуживающего российские поставки. Однако рынок уже начал адаптироваться".
Эксперты выделяют три ключевые проблемы:
- Необходимость срочного поиска альтернативных судов
- Переоформление страховых контрактов
- Ужесточение проверок в балтийских проливах
Прогнозы на ближайшие месяцы:
- Июнь: поставки на уровне мая (±10%)
- Июль: возможен рост на 10-15% благодаря:
- Сезонному увеличению спроса
- Росту добычи в рамках ОПЕК+
- Появлению альтернативных логистических схем
"Полная замена санкционного флота займет 6-8 недель, - считает Кирилл Бахтин из БКС. - Но основные экспортные потоки мы восстановим быстрее за счет перераспределения имеющихся мощностей".
Особую озабоченность у участников рынка вызывает ужесточение контроля за судами в датских и шведских водах с 1 июля. Однако аналитики не ожидают существенного увеличения дисконта на российскую нефть, так как основные покупатели уже адаптировались к работе в условиях санкций.
"Кризис временный, - убежден Игорь Юшков из Финансового университета. - Российские нефтяные компании демонстрируют высокую гибкость в условиях ограничений. Уже через месяц-полтора мы увидим стабилизацию экспортных потоков".
В отрасли отмечают, что текущее падение менее драматично, чем после введения ценового потолка в 2022 году. Российские нефтяники научились оперативно перестраивать логистические цепочки, хотя каждая новая волна санкций неизбежно приводит к временным disruptions.