Новая схема задействует сеть посредников, зарегистрированных в дружественных юрисдикциях. Расчеты агрегируются и закрываются внутри системы с помощью взаимозачета. Такой механизм позволяет обходить необходимость участия западных банков и сохраняет анонимность операций. Участники утверждают, что клиринг проходит быстро — в пределах двух рабочих дней, а в будущем планируется ввести второй расчетный день в неделю.
Пока система предназначена для крупного бизнеса и охватывает 11 китайских провинций, на территории которых расположены ключевые производственные хабы. Названия банков, участвующих в проекте, не раскрываются, но, по данным Reuters, все они входят в двадцатку крупнейших финансовых учреждений Китая и России.
В рамках «Китайского маршрута» комиссии составляют 1% от суммы при импорте и 0,5% — при экспорте. Это позволяет удерживать конкурентоспособность, особенно в условиях, когда альтернативные схемы через третьи страны становятся все дороже и менее предсказуемыми.
Инициатива стала реакцией на усиление контроля над китайскими банками со стороны США, особенно после того, как в начале 2024 года были ограничены возможности прямых транзакций в адрес российских контрагентов. К августу того же года в системе расчетов между двумя странами оказалось заморожено несколько десятков миллиардов юаней.
Благодаря новому формату взаимодействия обе стороны надеются не только избежать санкционного давления, но и выстроить фундамент для долгосрочной финансовой интеграции. Формально платежи происходят через структуры в нейтральных странах, что снижает прозрачность операций для международных регуляторов и снижает риски для участников.
Пока механизм не охватывает массовые поставки для малого и среднего бизнеса, однако эксперты предполагают, что по мере масштабирования проекта и отработки нормативной базы доступ к системе получат более широкие категории участников. Таким образом, «Китайский маршрут» может стать прообразом альтернативной финансовой инфраструктуры в Евразийском пространстве.