Аналитики уточняют, что в течение первых пяти месяцев текущего года российские поставки бензина за границу уменьшились на 3,3 процента, составив 1,7 миллиона тонн. Основным направлением экспорта по-прежнему остаются страны африканского континента, на которые пришлось 622 тысячи тонн, из них 90 тысяч были поставлены в мае. Следом идет Бразилия, тогда как спрос со стороны азиатских стран практически исчез.
Помимо технических причин, влияние на экспорт оказал и финансовый фактор. Из-за крепкого рубля выручка экспортеров заметно снизилась, что сделало внешние поставки менее выгодными. Дополнительным ударом стали сокращения демпферных выплат — если в начале года они достигали 150 миллиардов рублей, то в мае упали до 42,5 миллиарда.
Сергей Фролов из NEFT Research отметил, что бензин для НПЗ России — товар второстепенный. Основной объем экспорта составляет дизельное топливо, а бензин реализуется за рубежом только при наличии излишков. Его слова подтверждают и данные по внутреннему рынку: с наступлением сезона активных перевозок спрос на топливо внутри страны резко вырос, что вынудило переработчиков переориентировать поставки на внутреннего потребителя.
Эксперт Владимир Никитин из «Сиала» добавил, что текущая ситуация могла быть смягчена отсутствием весенних атак дронов на НПЗ, что позволило накопить определённые запасы. Это может сыграть роль в восстановлении экспорта в ближайшие месяцы, особенно если курсовая конъюнктура изменится в пользу экспортеров.
На этом фоне также сообщалось о снижении экспорта растительных масел, включая подсолнечное. Это подчеркивает общую тенденцию ослабления экспортной активности России на сырьевых рынках в 2025 году.