С 1 сентября 2025 года российских грузоперевозчиков ждет серьезное ужесточение правил работы с системой электронной очереди на границе. Новые нормы, которые будут вводиться поэтапно до 2026 года, предусматривают строгие санкции за нарушения - от временных блокировок до полного запрета на пересечение границы.
Что изменится:
С 1 сентября 2025:
- Блокировка на 30 дней за использование ботов и автоматических программ
- Штрафные санкции за неявку (90 дней блокировки транспортного средства)
- Наказание за оставление грузовика у границы более 3 часов (30 дней)
С 1 марта 2026:
- Блокировка за две отмененные подряд заявки (20-90 дней)
- Ограничение на перенос брони (только 1 изменение на заявку)
- Подключение реестров транспортных средств и перевозчиков
С 1 сентября 2026:
- Иностранные перевозчики не смогут выехать без оплаты всех штрафов
- Обязательная проверка через реестры ТС и перевозчиков
- Оснащение всех зон ожидания интернет-терминалами
Проблемные моменты:
Эксперты отмечают несколько спорных аспектов новых правил:
- В условиях тотального использования ботов (особенно в Забайкальске) добросовестные перевозчики могут пострадать первыми
- Жесткие сроки блокировок (до 90 дней) могут парализовать работу малых транспортных компаний
- Неясны механизмы обжалования решений системы
"Новые правила - это палка о двух концах. С одной стороны, они действительно помогут навести порядок, с другой - могут создать дополнительные сложности для перевозчиков, которые и так работают в условиях жесткой конкуренции", - комментирует ситуацию глава Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Дмитрий Никитин.
География нововведений:
На сегодня система электронной очереди действует в четырех пунктах пропуска:
- "Забайкальск" (Китай)
- "Бугристое" (Казахстан)
- "Чернышевское" (Литва)
- "Тагиркент-Казмаляр" (Азербайджан)
С 1 октября 2025 года к ним добавится "Верхний Ларс" на границе с Грузией.