Если в 2024 году Россия получила около $235 млрд от экспорта нефти и газа, то уже в 2025 году планируется выручить $200,3 млрд, что на 15% ниже как по сравнению с прошлыми значениями, так и с предыдущими бюджетными оценками. На 2026 год запланировано $220,4 млрд, а в 2027 году — $231 млрд. Таким образом, даже в условиях умеренного роста, общая динамика указывает на существенное сокращение нефтегазовых поступлений.
Снижение экспортных доходов при сохранении высокого уровня государственных расходов означает дополнительную нагрузку на бюджет. Российским властям придётся искать альтернативные источники финансирования, пересматривать бюджетное правило или увеличивать заимствования. Всё это может повлиять как на внутренние социальные программы, так и на инвестиции в инфраструктуру.
Цены на нефть продолжают демонстрировать волатильность. Несмотря на кратковременный рост на прошлой неделе, стоимость фьючерса Brent снова опустилась, достигнув уровня $66 за баррель. Это значительно ниже ожидаемых значений, заложенных в основу бюджета.
Президент США Дональд Трамп ранее предположил, что снижение цен на нефть может стать фактором, способствующим окончанию конфликта на Украине. По его мнению, ограничение финансовых возможностей одной из сторон за счёт падения энергетических доходов может ускорить процесс переговоров. Однако подобная перспектива вызывает в России обеспокоенность — слишком многое в макроэкономике страны по-прежнему зависит от экспорта углеводородов.
Таким образом, в условиях нестабильной геополитики и энергетического рынка, перед Россией встают новые вызовы. Стратегическое планирование и переоценка моделей доходной части бюджета становятся всё более актуальными задачами для экономических властей.