Ледовое задание: хватит ли России танкеров для Арктики?

Ледовое задание: хватит ли России танкеров для Арктики?
Самое популярное
11.06
Российский бензин больше не в цене: экспорт рухнул втрое
11.06
ЕС готовит удар по «Северным потокам» и российским танкерам: что известно о новых санкциях
11.06
Доходы от нефти и газа в России резко сократились: падение ускоряется
11.06
Дефицит бюджета РФ продолжает расти: май прибавил еще 160 миллиардов
11.06
Рост бюджетного дефицита в России может спровоцировать скачок ключевой ставки
11.06
Новак: Экономика России уверенно держится на плаву, несмотря на давление
До 1 августа российское правительство должно подготовить стратегический план по созданию арктического флота, необходимого для реализации грузопотоков по Трансарктическому коридору. Особое внимание уделено Северному морскому пути, где ощущается острая нехватка судов ледового класса, несмотря на наличие мощного ледокольного флота.

Для восточной части маршрута необходимы танкеры ледового класса Arc7, которым требуется ледокольная проводка до восьми месяцев в году. Ранее предполагалось, что такие суда можно будет закупать за рубежом, но из-за санкций надежда только на отечественное производство. По оценке Минвостокразвития, к 2030 году понадобится минимум 100 таких судов. В числе потенциальных партнеров по строительству рассматриваются Китай и Индия.

Хотя в 2024 году перевозки по СМП достигли рекордных 38 млн тонн, это вдвое меньше запланированных 80 млн. Чтобы достичь к 2030 году от 90 до 160 млн тонн, необходимо расширение флота, особенно для вывоза нефти и СПГ с арктических проектов, таких как "Арктик СПГ-2".

Сегодня у России около 15–20 судов ледового класса. По оценке экспертов, необходимо построить еще 40–50, включая газовозы и танкеры. Например, один только проект "Арктик СПГ-2" требует 20 судов. На верфи "Звезда" уже спущены три газовоза Arc7, остальные будут готовы в ближайшие годы. Также идет строительство танкеров для экспорта нефти.

Сложности возникают и в логистике — для эффективной работы СМП нужны перевалочные пункты вне зон ледостава. Их создание поможет оптимизировать использование дорогих судов ледового класса.

Санкции мешают закупкам оборудования и международной кооперации, особенно в части поставок компонентов для СПГ-судов. Южная Корея, один из ключевых партнеров "Звезды", теперь вне игры. Внутренние технологии в России пока развиваются, но отставание сохраняется.

Альтернативой может стать сотрудничество с Китаем, но Пекин развивает собственный Трансполярный маршрут. Страны вроде Индии и Турции не производят суда нужного класса. В итоге ставка делается на импортозамещение и наращивание собственных судостроительных мощностей.

По подсчетам Росатома, для функционирования СМП потребуется до 160 арктических судов. На сегодняшний день 30 таких судов уже работают, еще 33 находятся в строительстве. Остается менее пяти лет, чтобы создать оставшиеся 100 — задача масштабная, но выполнимая при достаточной поддержке государства и сохранении темпов судостроения.