Для восточной части маршрута необходимы танкеры ледового класса Arc7, которым требуется ледокольная проводка до восьми месяцев в году. Ранее предполагалось, что такие суда можно будет закупать за рубежом, но из-за санкций надежда только на отечественное производство. По оценке Минвостокразвития, к 2030 году понадобится минимум 100 таких судов. В числе потенциальных партнеров по строительству рассматриваются Китай и Индия.
Хотя в 2024 году перевозки по СМП достигли рекордных 38 млн тонн, это вдвое меньше запланированных 80 млн. Чтобы достичь к 2030 году от 90 до 160 млн тонн, необходимо расширение флота, особенно для вывоза нефти и СПГ с арктических проектов, таких как "Арктик СПГ-2".
Сегодня у России около 15–20 судов ледового класса. По оценке экспертов, необходимо построить еще 40–50, включая газовозы и танкеры. Например, один только проект "Арктик СПГ-2" требует 20 судов. На верфи "Звезда" уже спущены три газовоза Arc7, остальные будут готовы в ближайшие годы. Также идет строительство танкеров для экспорта нефти.
Сложности возникают и в логистике — для эффективной работы СМП нужны перевалочные пункты вне зон ледостава. Их создание поможет оптимизировать использование дорогих судов ледового класса.
Санкции мешают закупкам оборудования и международной кооперации, особенно в части поставок компонентов для СПГ-судов. Южная Корея, один из ключевых партнеров "Звезды", теперь вне игры. Внутренние технологии в России пока развиваются, но отставание сохраняется.
Альтернативой может стать сотрудничество с Китаем, но Пекин развивает собственный Трансполярный маршрут. Страны вроде Индии и Турции не производят суда нужного класса. В итоге ставка делается на импортозамещение и наращивание собственных судостроительных мощностей.
По подсчетам Росатома, для функционирования СМП потребуется до 160 арктических судов. На сегодняшний день 30 таких судов уже работают, еще 33 находятся в строительстве. Остается менее пяти лет, чтобы создать оставшиеся 100 — задача масштабная, но выполнимая при достаточной поддержке государства и сохранении темпов судостроения.