Примером того, как реальность разошлась с ожиданиями, стало рейсовое плавание контейнеровоза Venta Maersk в 2018 году из Владивостока в Санкт-Петербург. Это было первое судно крупного оператора, прошедшее по СМП, и тогда событие вызвало бурные обсуждения в международной логистике. Однако за прошедшие семь лет ни одна крупная контейнерная линия не повторила этот маршрут.
По информации «Росатома», в 2024 году объем грузов, перевезенных по Северному морскому пути, составил лишь около трех миллионов тонн. Для сравнения, через Суэцкий канал за 2023 год прошло почти 1,6 миллиарда тонн. Такие цифры подчеркивают, насколько ограничено пока значение арктического маршрута в мировой логистике.
Директор лондонской консалтинговой компании Maritime Strategies International Дэниел Ричардс считает, что основной сдерживающий фактор — это не климат, а политическая нестабильность. В условиях глобальной напряженности, санкционного давления и отсутствия достаточной инфраструктуры крупные международные перевозчики не готовы рисковать.
Однако есть и оптимисты. Директор порта Киркенес в Норвегии Терье Йоргенсен уверен, что географические преимущества СМП в долгосрочной перспективе не могут быть проигнорированы. Он приводит пример: путь от Иокогамы до Мурманска по Севморпути почти вдвое короче, чем через Суэцкий канал.
Санкции также играют важную роль. Глава «Росатома» Алексей Лихачев еще осенью 2024 года упоминал, что международные ограничения тормозят развитие маршрута. Это сказывается не только на грузопотоке, но и на желании иностранных компаний сотрудничать с российскими структурами в арктическом регионе.
Таким образом, пока Северный морской путь остается в большей степени геополитическим проектом, чем полноценной альтернативой южным морским маршрутам. Развитие транспортного коридора напрямую зависит от улучшения международных отношений и создания устойчивой логистической инфраструктуры в Арктике.