Как выяснилось, Минфин предложил закрепить в законе возможность так называемого «платежного роуминга» — системы, при которой платежи с универсального QR-кода можно направлять на разные платформы в зависимости от предпочтений пользователей. В ЦБ подчеркивают, что их цель — создать единое конкурентное пространство, где все участники рынка смогут работать на равных условиях, независимо от масштаба их бизнеса. Однако этот план натолкнулся на сопротивление со стороны Министерства юстиции и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Минюст настаивает на том, что разные операторы должны иметь право предоставлять услуги по QR-кодам, чтобы обеспечить честную конкуренцию. ФАС, в свою очередь, раскритиковала проект Минфина за отсутствие гарантий равного доступа к платежным сервисам и бесплатности универсального QR-кода для всех участников. Ведомства считают, что монополия НСПК может навредить рынку, ограничив возможности других игроков.
На противоположной стороне баррикад — консорциум крупных банков, включая Сбербанк, Альфа-банк и Т-Банк. Они продвигают собственный сервис MultiQR и предлагают альтернативный вариант «платежного роуминга», который позволил бы перенаправлять платежи не только с универсального QR-кода на их платформы, но и наоборот. По их мнению, это сохранит разнообразие платежных решений и предотвратит монополизацию. Ранее комитет Госдумы по защите конкуренции также предупреждал, что исключительные права НСПК могут привести к закрытию рынка для добросовестных участников.
Ставки в этой игре высоки. По данным ЦБ, в 2024 году через QR-коды в Системе быстрых платежей (СБП) прошло 6,5 трлн рублей. Консорциум банков добавил к этому еще 3,2 трлн рублей через свои офлайн- и онлайн-сервисы, что в сумме дает около 10 трлн рублей. Офлайн-платежи по QR-кодам принесли банкам 5–7,5 млрд рублей комиссий при доле рынка всего в 2%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие три года этот сегмент может вырасти до 15%, что делает борьбу за контроль над ним еще более ожесточенной.
Эксперты считают, что у консорциума банков есть шансы отстоять свои интересы. Роман Прохоров из ассоциации «Финансовые инновации» отметил, что недавняя отсрочка запуска цифрового рубля может повлиять и на судьбу универсального QR-кода. Он предлагает временно заморозить проект, чтобы найти решение, устраивающее всех участников рынка. Виктор Достов из Ассоциации участников рынка электронных денег добавил, что во многих странах государство не монополизирует QR-платежи, а стимулирует их совместимость, как в Китае с WeChat и Alipay.
Пока консорциум не сдается, эксперты указывают, что их усилия могут выйти за рамки QR-кодов. Банки готовы развивать новые платежные технологии, включая международные операции, что могло бы снизить нагрузку на госбюджет. Итог спора определит, как россияне будут платить в будущем — через единый QR или разнообразие сервисов.