Битва за QR: консорциум банков бросает вызов ЦБ и Минфину

Битва за QR: консорциум банков бросает вызов ЦБ и Минфину
Самое популярное
02.05
Мосбиржа предлагает инвестировать по стратегиям блогеров — от 100 рублей
02.05
Сделка века: США и Украина заключили соглашение по недрам — как отреагирует Россия?
02.05
Вице-президент США: позиции России и Украины по миру разделяет глубокая пропасть
02.05
ЕС и США готовят синхронный удар санкциями по России: станет ли 17-й пакет решающим?
02.05
Пушков: Европа сама выдумывает угрозу России ради миллиардов для Украины
02.05
AP: Трамп хочет сближения с Россией ради новых бизнес-возможностей
Российский рынок платежных сервисов оказался в центре жарких споров из-за универсального QR-кода. Министерство финансов подготовило документ, в котором поддерживает идею Центробанка сделать Национальную систему платежных карт (НСПК) единственным оператором универсального QR-кода. Предполагается, что такой подход обеспечит банкам равные условия для работы с клиентами, сохранит их текущие бизнес-модели и не потребует дополнительных затрат — услуга будет бесплатной. Однако не все ведомства разделяют эту позицию, и единого мнения в правительстве пока нет.

Как выяснилось, Минфин предложил закрепить в законе возможность так называемого «платежного роуминга» — системы, при которой платежи с универсального QR-кода можно направлять на разные платформы в зависимости от предпочтений пользователей. В ЦБ подчеркивают, что их цель — создать единое конкурентное пространство, где все участники рынка смогут работать на равных условиях, независимо от масштаба их бизнеса. Однако этот план натолкнулся на сопротивление со стороны Министерства юстиции и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Минюст настаивает на том, что разные операторы должны иметь право предоставлять услуги по QR-кодам, чтобы обеспечить честную конкуренцию. ФАС, в свою очередь, раскритиковала проект Минфина за отсутствие гарантий равного доступа к платежным сервисам и бесплатности универсального QR-кода для всех участников. Ведомства считают, что монополия НСПК может навредить рынку, ограничив возможности других игроков.

На противоположной стороне баррикад — консорциум крупных банков, включая Сбербанк, Альфа-банк и Т-Банк. Они продвигают собственный сервис MultiQR и предлагают альтернативный вариант «платежного роуминга», который позволил бы перенаправлять платежи не только с универсального QR-кода на их платформы, но и наоборот. По их мнению, это сохранит разнообразие платежных решений и предотвратит монополизацию. Ранее комитет Госдумы по защите конкуренции также предупреждал, что исключительные права НСПК могут привести к закрытию рынка для добросовестных участников.

Ставки в этой игре высоки. По данным ЦБ, в 2024 году через QR-коды в Системе быстрых платежей (СБП) прошло 6,5 трлн рублей. Консорциум банков добавил к этому еще 3,2 трлн рублей через свои офлайн- и онлайн-сервисы, что в сумме дает около 10 трлн рублей. Офлайн-платежи по QR-кодам принесли банкам 5–7,5 млрд рублей комиссий при доле рынка всего в 2%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие три года этот сегмент может вырасти до 15%, что делает борьбу за контроль над ним еще более ожесточенной.

Эксперты считают, что у консорциума банков есть шансы отстоять свои интересы. Роман Прохоров из ассоциации «Финансовые инновации» отметил, что недавняя отсрочка запуска цифрового рубля может повлиять и на судьбу универсального QR-кода. Он предлагает временно заморозить проект, чтобы найти решение, устраивающее всех участников рынка. Виктор Достов из Ассоциации участников рынка электронных денег добавил, что во многих странах государство не монополизирует QR-платежи, а стимулирует их совместимость, как в Китае с WeChat и Alipay.

Пока консорциум не сдается, эксперты указывают, что их усилия могут выйти за рамки QR-кодов. Банки готовы развивать новые платежные технологии, включая международные операции, что могло бы снизить нагрузку на госбюджет. Итог спора определит, как россияне будут платить в будущем — через единый QR или разнообразие сервисов.