Азиатские закупки растут: как новые санкции меняют нефтяной рынок

Азиатские закупки растут: как новые санкции меняют нефтяной рынок
Самое популярное
03.05
Астрахань наращивает грузоперевалку: к 2030 году — 11 млн тонн
03.05
Brent снова падает: цена нефти опустилась до $61,84 за баррель
03.05
Нефтяные гиганты США предупреждают: экономическая неопределенность сохранится
03.05
Минэкономразвития спрогнозировало рост инфляции и спад экономики при обострении торговых войн
03.05
Рынок акций России падает: индекс МосБиржи опустился до 2860 пунктов на фоне геополитической нестабильности
03.05
Минфин резко увеличил прогноз дефицита бюджета: почти в 3,5 раза
Азиатские страны, сталкивающиеся с усиливающимися санкциями против российских поставок, стремительно увеличивают объемы закупок нефти у альтернативных поставщиков, таких как Казахстан. Это обстоятельство существенно изменило динамику на международном нефтяном рынке — согласно источникам, отгрузки легкой нефти сорта CPC в страны Азии в феврале этого года возросли на впечатляющие 40–45% в сравнении с январскими показателями, что предвещает дальнейший рост в марте. Данная динамика непосредственно влияет на стоимость морской перевозки нефти в Черном море, поднимая ставки фрахта на фоне увеличения дефицита доступного тоннажа.

Согласно данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), с середины января 2025 года ставки на фрахт танкеров типа Suezmax, курсирующих между Новороссийском и странами Азии, увеличились на 0,3 доллара за баррель, достигнув 7,4 и 9,5 долларов за баррель для Индии и Китая соответственно к середине марта. Несмотря на то что данные повышения ставок не такие значительные, аналитики подчеркивают, что ситуация с тоннажем в регионе может привести к более резкому росту цен в ближайшем будущем.

В условиях неопределенности, вызванной санкциями со стороны США, многие азиатские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) начали искать новые источники поставок. Казахстанский экспорт, в частности, становится важным альтернативным маршрутом для НПЗ в таких странах, как Китай и Южная Корея. Данный рост отгрузок в этом направлении также увеличивает срок аренды судов, что, в свою очередь, приводит к сокращению доступного тоннажа для перевозок в Черном море и росту фрахтовых ставок.

Несмотря на новое направление поставок, Россия по-прежнему увеличивает объемы поставок в Индию, несмотря на незначительное сокращение отгрузок в Китай. Более того, разрыв между поставками нефти из России и объемами, импортируемыми из ОАЭ, нарастает: с апреля 2024 года по март 2025 года Россия обогнала ОАЭ и стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию. По оценкам, в этот период республика экспортировала в Индию около 3 миллионов тонн нефти, при этом доля России на индийском рынке за этот год возросла с 14% до 57%.

Существенной темой остается влияние на стоимость фрахта, вызванное не только политическими обстоятельствами, но и изменением структуры поставок. По мнению экспертов, в конце февраля увеличение поставок в Индию на 12% сопровождалось падением отгрузок в Китай на 10-12%. Ожидается, что объемы поставок в марте останутся примерно на уровне февраля, при этом экспорт в Турцию, третьего по величине потребителя российской нефти, значительно сократился.

По словам аналитиков, рост фрахтовых ставок подстегивает расширение дисконтов на российскую нефть, что, в свою очередь, воздействует на динамику нефтяных рынков. Таким образом, хотя ситуация с поставками может выглядеть оптимистично в свете роста объемов и изменения направлений, много зависит от дальнейших политических и экономических рисков.



Сейчас читают