В последние месяцы, особенно с увеличением потока ввоза легковых автомобилей для личного пользования через пункт пропуска Верхний Ларс, таможенные органы фиксируют значительный рост отказов в регистрации транзитных деклараций. Только с апреля по май 2025 года было оформлено более 14 тысяч автомобилей, при этом около 1,5 тысячи машин не прошли регистрацию из-за несоблюдения формальных требований.
Как подчеркивает СКТУ, основные причины отказов сводятся к двум факторам: полное отсутствие обеспечения обязательств по уплате пошлин и налогов, предусмотренных статьей 146 Таможенного кодекса ЕАЭС, либо некорректное указание информации о таком обеспечении в самой декларации. Часто ошибки допускают представители перевозчиков при заполнении полей транзитной формы.
Существует несколько способов обеспечения обязательств перед таможней: это могут быть прямые денежные средства, банковские гарантии, поручительства или залог имущества. Без предоставления одного из этих вариантов регистрация декларации невозможна.
Также напоминается, что структура и порядок заполнения транзитной декларации строго регламентированы решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 мая 2023 года №73. В документе зафиксирована форма декларации и перечень обязательных полей, ошибки в которых влекут автоматический отказ в ее принятии.
СКТУ подчеркивает важность внимательного подхода к оформлению всех сопровождающих документов при транзите транспортных средств через территорию ЕАЭС. Пренебрежение этими требованиями может не только привести к отказу в регистрации декларации, но и задержке поставки, росту затрат на хранение и логистику, а также штрафным санкциям.
Ранее похожие меры уже вводились на фоне активного ввоза подержанных автомобилей и нестабильной ситуации на рынке. Сейчас же повышение требований связано с общим усилением контроля на фоне роста объема импорта и попыток обойти пошлины через недостоверные сведения.
Эксперты логистического рынка рекомендуют заранее готовить комплект всех необходимых документов, консультироваться с профессиональными таможенными представителями и при необходимости использовать проверенные схемы обеспечения обязательств, чтобы избежать сбоев при оформлении транзитных деклараций.