Для бизнеса, особенно для среднего и малого, новые требования сопряжены с серьезными вызовами и операционными затратами. Наиболее сложной задачей становится маркировка так называемых «больших остатков» — товаров, которые уже находятся на полках магазинов и, что особенно проблематично, на складах маркетплейсов. Хотя на эту процедуру отведен переходный период до 1 сентября 2026 года, ключевое правило гласит: до момента нанесения кода «Честного знака» любые операции с такими остатками, включая их перемещение и продажу, невозможны. Это вынуждает компании организовывать масштабные и дорогостоящие логистические операции по возврату товаров со сторонних складов для их маркировки и последующему возвращению в продажу.
В секторе детских товаров маркировке подлежит широкий ассортимент продукции для детей до 14 лет: от кукол и машинок до интеллектуальных игр и детского транспорта, такого как самокаты и педальные автомобили. По данным отраслевых ассоциаций и аналитиков Высшей школы экономики, доля нелегального оборота на этом рынке колеблется от 10% до 32%, и внедрение прослеживаемости рассматривается как ключевой инструмент для очистки рынка от контрафакта и продукции сомнительного качества.
Строительная отрасль столкнулась с еще более жестким графиком. Для цемента, сухих строительных смесей и гипсов запрет на оборот без кодов действует уже с 1 октября 2025 года. Эта категория товаров имеет свою специфику: тяжелые мешки в условиях высокой запыленности создают дополнительные трудности для считывания кодов Data Matrix на этапах приемки и продажи. Отрасль ожидает от оператора системы, ЦРПТ, технических решений, например, внедрения агрегированных кодов, которые позволят упростить процесс и избежать роста издержек.
Несмотря на то что старт маркировки был перенесен с первоначально запланированного марта на сентябрь, многие участники рынка по-прежнему считают сроки чрезмерно сжатыми. Крупные игроки, такие как Inventive Retail Group, имеющие опыт маркировки одежды и обуви, в целом готовы к изменениям, фокусируясь на обучении персонала. В то же время небольшие производители и дистрибьюторы опасаются, что высокие затраты и организационная сложность процесса могут привести к их уходу с рынка или продаже бизнеса крупным сетевикам.
Заблаговременно к возросшей нагрузке подготовились и операторы таможенно-логистической инфраструктуры. В преддверии расширения маркировки на импортируемые товары (одежда в 2024 году, косметика и игрушки в 2025-м) логистические компании наращивали складские мощности и отрабатывали процессы, чтобы избежать возникновения очередей и задержек на таможенных складах. Это позволяет импортерам выбирать гибкие стратегии, маркируя товар непосредственно на зарубежных фабриках или уже на территории России.
Таким образом, новый этап маркировки становится серьезным испытанием на прочность для всей цепочки поставок — от производителя до конечного продавца, но в долгосрочной перспективе он направлен на формирование более прозрачного и цивилизованного рынка.