Вопрос о том, является ли это новшество успеха, отпадает само собой. Платный приоритетный доступ широко применяется во всем мире. В странах Европейского союза, например, действуют платные системы для грузовых перевозок, где тарифы зависят от тоннажа и времени пребывания на территории (Австрия, Швейцария). В США активно используются платные скоростные полосы «Горячих полос», позволяющие за дополнительную плату избежать заторов. В Китае и Турции вводятся цифровые услуги уровня временных «окон» для соседних стран, часто с приоритетом оплаты.
Таким образом, Казахстану следует лишь совершить настоящую мировую трансформацию — превратить пограничные переходы из мест с хаотичным движением в управляемые цифровые узлы логистики. Однако ключевым вызовом сохраняется прозрачность работы системы. Пристрастность и открытое тарифообразование с контролем от злоупотреблений нововведением может стать прорывным решением. В противном случае есть риск превратиться в новую форму коррупции, только под цифровым прикрытием.
Для перевозчиков это означает новые правила игры: готовы платить компании за получение прибыли во время, как и я, кто не может себе этого позволить, рискуют оказаться в хвосте очереди.