Согласно инициативе, планируется создание национального фонда, предназначенного для повышения готовности к аварийным ситуациям и устранения последствий разливов нефти. Этот фонд будет пополняться за счет специального аварийно-спасательного сбора, который предлагается ввести для всех перевозчиков нефти и нефтепродуктов. Таким образом, ответственность за потенциальный экологический ущерб возлагается на участников отрасли.
Отдельно в проекте указано, что при перемещении нефти по акватории Северного морского пути обязанность по уплате сбора ложится на судовладельцев танкеров. Это решение продиктовано высокой экологической уязвимостью северных морских маршрутов, где даже незначительные инциденты могут привести к серьезным последствиям.
Кроме поступлений от сбора, фонд также будет иметь возможность самостоятельно генерировать доход — за счет управления активами, вложениями и других источников прибыли. Такой подход должен обеспечить его финансовую устойчивость и автономность.
Основной целью законопроекта заявлено формирование системы, позволяющей эффективно и оперативно реагировать на возможные экологические катастрофы, вызванные утечками нефтепродуктов. Разработка нормативной базы, по мнению авторов инициативы, направлена на усиление контроля и ответственности перевозчиков, а также на повышение уровня безопасности всей нефтетранспортной инфраструктуры страны.
Эксперты уже начали обсуждать последствия нового сбора для бизнеса. С одной стороны, подобные меры могут повлечь за собой рост издержек для перевозчиков. С другой — они способствуют долгосрочной стабильности и устойчивому развитию отрасли, снижая риски для окружающей среды.
Введение аварийно-спасательного сбора, по мнению сторонников инициативы, станет важным шагом на пути к экологически ответственной логистике и укрепит государственную систему реагирования на чрезвычайные ситуации на транспорте.