Если в целом по России объёмы контейнерных операций достигли 407 тысяч TEU, то доля Балтийского бассейна составила 26,6%. При этом суточная переработка контейнеров в российских морских портах с начала года превышала 15 тысяч TEU, однако в июне этот показатель упал до 13 тысяч TEU.
Особенно заметно снижение по импортному направлению: объем ввоза сократился до 158 тысяч TEU, что почти на 18% меньше аналогичного показателя 2024 года. Экспортные отгрузки также просели на 7%, составив 147 тысяч TEU. Эксперты фиксируют спад контейнерной активности на протяжении последних трёх месяцев.
В балтийских портах наиболее сильное сокращение пришлось на экспортные поставки — минус 28%. Импорт снизился на 21%, а перевалка пустых контейнеров упала почти на 23%. Снижение загрузки составило около 12%. Из общего числа загруженных контейнеров 42% направлялись на импорт, а около 29% — на экспорт.
Гендиректор «Хаб Шиппинг» Юрий Крупачёв связывает ситуацию с общим ослаблением экономической активности в стране. По словам основателя проекта N.trans Lab Марии Никитиной, большинство компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности, работают с Китаем. Однако, по мнению члена правления Гильдии ВЭД «Гермес» Юрия Ковалева, дальневосточные порты уже на пределе своей пропускной способности.
Он считает, что более логичным решением станет использование маршрута через Балтику напрямую в Китай. Это поможет избежать проблем с перегруженностью на востоке и даст выгоду при возврате порожних контейнеров.
В августе «Хаб Шиппинг» запускает регулярный морской сервис из северо-западных портов России в Китай с заходом в Египет. Замдиректора «Канавара Логистик» Андрей Серебряков подтверждает растущий интерес бизнеса к альтернативным поставщикам, включая Египет — как к важному транзитному узлу. Однако он отмечает, что доля импорта из Африки всё ещё остается незначительной и составляет лишь около 2%.
Несмотря на локальное падение в июне, по итогам полугодия балтийский регион показывает рост: с января по июнь было перевалено почти 870 тысяч TEU, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2024 года. В то же время общий контейнерооборот всех российских портов с начала года упал на 1%, составив 2,71 миллиона TEU.
Таким образом, июньское снижение стало тревожным сигналом, но не разрушило положительную динамику полугодия. Эксперты продолжают следить за изменениями, а логистические компании — искать устойчивые решения в новых условиях.