Калининград в морской блокаде: дефицит паромов и логистический тупик

Калининград в морской блокаде: дефицит паромов и логистический тупик
Самое популярное
28.07
Как учитывать штрафы от Wildberries: разъяснения по бухучету и налогам
28.07
ЦБ готовит сюрприз: ставка вниз, но рынок может не выдержать
28.07
Минпромторг урежет список параллельного импорта: что скоро нельзя будет ввозить
28.07
Новый закон: конфискованные немаркированные товары можно передавать бесплатно
28.07
РЖД ожидает снижение объемов погрузки на 5%: как удерживают позиции в 2025 году
28.07
РЖД теряет до 15% грузов из-за фиктивных заявок на перевозку
Калининградская область снова оказалась в центре транспортного кризиса. После введения европейских санкций в 2022 году регион, лишённый сухопутной связи с остальной частью России, оказался в зависимости от нестабильного морского сообщения. Ограничения на транзит через Литву, сокращение числа паромов и сбои на пограничных переходах усугубили ситуацию.

До недавнего времени региону удавалось компенсировать потерю сухопутного маршрута благодаря активному использованию паромных линий, связывающих Балтийск с Усть-Лугой и Санкт-Петербургом. Однако на фоне ухода с маршрутов части судов, в том числе судна "Антей", и отправки других на ремонт, регион оказался фактически отрезанным. Сейчас на линии остаются только три судна, а вместимость паромов по перевозке фур ограничена.

Проблемы усиливаются и на суше. Единственный работающий пункт пропуска — МАПП "Чернышевское" — функционирует с ограниченной пропускной способностью. Тогда как раньше границу пересекало до 400 фур в день, сегодня этот показатель упал до 100–160 машин. Электронная очередь, введённая для оптимизации, только добавила путаницы и возмущений со стороны перевозчиков.

Переход на морские перевозки тоже не решает всех проблем. Места для перевозки накатной техники на паромах предоставляются по остаточному принципу после загрузки железнодорожных вагонов. Кроме того, большинство паромов могут принять на борт ограниченное число водителей, что вынуждает компании дополнительно организовывать доставку персонала в порты вылета, значительно увеличивая издержки.

Проблемы особенно остро бьют по малому бизнесу. У крупных игроков больше шансов заранее забронировать место на пароме, а небольшие транспортные компании, не имеющие прямого выхода на властные структуры, регулярно остаются без возможности отправить груз.

Альтернативой становятся комбинированные маршруты: грузы консолидируют на станции в Санкт-Петербурге, Минске или Гомеле, затем отправляют вагонами на паром. Также заработала бесплатная платформа "Рында", связывающая грузоотправителей с перевозчиками напрямую.

Несмотря на предпринимаемые меры, эксперты и участники рынка признают, что логистическое обеспечение Калининграда по-прежнему зависит от устаревшего флота и непредсказуемого транзита. И хотя "Антей" когда-то стал временным решением благодаря вместимости и субсидиям, его отсутствие снова обостряет ситуацию. В условиях дефицита транспортных мощностей и ограниченных маршрутов Калининградская область рискует оказаться в состоянии логистической изоляции — в прямом смысле этого слова.