Проблема стареющего автопарка
Согласно данным аналитического агентства "Автостат":
- 54% тяжелых грузовиков соответствуют нормам Евро-3 и ниже
- Средний возраст коммерческого транспорта приблизился к 23 годам
- На площадках лизинговых компаний скопилось 25-30 тыс. возвращенных грузовиков
"Это вопрос не только экологии, но и безопасности дорожного движения", - отмечает Александр Николаенко из Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА).
Предлагаемые меры поддержки
- Дифференцированный транспортный налог - ставки будут зависеть от экологического класса автомобиля
- Программа утилизации - аналогичная действовавшей для легковых автомобилей
- "Зеленые" зоны - ограничения на въезд для неэкологичного транспорта с 2027 года
"Эти меры должны стимулировать переход на современную технику, а не просто наказывать владельцев старых автомобилей", - подчеркивают в ОЛА.
Мнения экспертов
Специалисты выражают сомнения в эффективности предложений:
- Транспортный налог - региональный, поэтому его влияние будет ограниченным
- Программа утилизации с небольшими скидками не решит проблему дороговизны новой техники
- Многие перевозчики едва сводят концы с концами и не могут позволить себе обновление парка
"Гораздо эффективнее было бы дифференцировать тарифы системы 'Платон' по экологическим классам", - считает транспортный эксперт Тарас Коваль.
Финансовые трудности
Главные препятствия для обновления парка:
- Высокая стоимость новой техники (от 10 млн рублей)
- Дорогие кредитные и лизинговые программы
- Низкие тарифы на грузоперевозки
- Высокие расходы на топливо и запчасти
"Перевозчики предпочтут ремонтировать старые 'КамАЗы', чем брать неподъемные кредиты", - отмечает президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
Перспективы решения проблемы
Эксперты сходятся во мнении, что для реального обновления парка необходимо:
- Создать доступные финансовые инструменты
- Повысить тарифы на грузоперевозки
- Развивать систему trade-in для коммерческого транспорта
- Увеличить поддержку отечественных производителей
"Пока не будет экономической целесообразности, перевозчики не станут массово обновлять технику", - резюмирует главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.
В Минпромторге заявили, что рассмотрят конкретные предложения по мере их поступления, но подчеркнули необходимость учета текущих бюджетных возможностей.