Новая система призвана усилить контроль за добросовестностью водителей, ведь, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), до 10% автомобилистов на дорогах находятся без полиса. Сегодня, после отмены обязательного предъявления ОСАГО при регистрации автомобиля, выявить нарушителя можно в основном только при прямом взаимодействии с инспектором ГИБДД, что происходит нечасто.
Автоматизированная проверка с помощью дорожных камер позволит в режиме реального времени сверять данные о транспортном средстве с базами ГИБДД и РСА, и фиксировать факты отсутствия страхового полиса. По мнению президента РСА Евгения Уфимцева, нововведение усилит справедливость на дорогах, защитит законопослушных водителей и поможет в предотвращении конфликтов при ДТП.
Однако для полноценной реализации идеи необходимо техническое переоснащение инфраструктуры. Существующие камеры должны быть интегрированы с базами данных без сбоев, что требует дополнительного времени и доработок. Именно поэтому ранее запуск аналогичной системы планировали на 1 марта 2025 года, но она до сих пор не заработала.
Эксперты отмечают, что при тестовом внедрении, которое может начаться с ноября, владельцам авто без ОСАГО сначала будут направлять уведомления через портал Госуслуг — без наложения штрафов. Такая мера даст возможность обкатать систему, снизить уровень технических ошибок и подготовить пользователей.
Важно понимать, что отсутствие полиса ОСАГО чревато не только штрафом (до 5 тысяч рублей при повторном нарушении), но и реальными трудностями в случае аварии. При ДТП с незастрахованным участником пострадавшая сторона не может воспользоваться европротоколом и должна добиваться компенсации через суд, что требует времени, ресурсов и не гарантирует результат.
По результатам социологического опроса, проведённого Финансовым университетом при Правительстве РФ, большинство граждан — 65,5% — негативно относятся к водителям без ОСАГО. Более половины респондентов выступают за внедрение системы автоматической проверки через камеры.
Впрочем, возможные сбои и жалобы на некорректные штрафы также стали предметом обсуждения. Существующие примеры ошибочных начислений, вызванные в том числе средствами радиоэлектронной борьбы, уже вызывают недовольство среди перевозчиков и частных лиц. Поэтому ключевой задачей останется отладка системы и её интеграция с минимальными рисками для добросовестных водителей.