Особенно заметным стало падение спроса на импортные модели, доля которых в структуре продаж снизилась с 66% до 50%. В количественном выражении продажи иностранных грузовиков сократились на 66% — с 7437 до 2511 машин. Российские производители также столкнулись со снижением — реализация упала на 35% — однако доля отечественной продукции на рынке, напротив, выросла до 50%.
Сильнее всего пострадали китайские бренды. Так, продажи грузовиков Shacman упали на 79%, FAW — на 72%, Dongfeng — на 67%, а Sitrak — на 62%. Среди немногих брендов, сумевших продемонстрировать положительную динамику, оказался японский Isuzu, чьи продажи в апреле выросли на 20% и составили 206 единиц, обеспечив марке место в топ-10.
Относительно стабильную динамику показал КАМАЗ: снижение реализации составило 31% — с 2164 до 1494 машин. Это позволило компании сохранить значимую долю на рынке. В модельном зачете среди лидеров оказался КАМАЗ-43118 (6×6), который нарастил продажи на 21%, а также Isuzu ELF, показавший рост на 9%.
При этом практически все модели из топ-10, за редким исключением, показали снижение интереса со стороны покупателей. Например, «ГАЗ ГАЗон NEXT» остался на втором месте, но с существенным спадом продаж — на 38%. Среди иномарок наиболее востребованной моделью оказался Sitrak C7H (6×4), занявший третье место, несмотря на падение реализации на 70%.
Эксперты связывают происходящее с продолжающимся снижением инвестиционной активности, трудностями с логистикой и изменениями в структуре спроса. Кроме того, укрепление рубля и рост цен на китайскую технику могли сыграть роль в резком сокращении спроса. Тем временем японские производители, прежде занимавшие скромные позиции, начинают выигрывать за счет надежности и налаженных поставок.
Если тенденции сохранятся, то рынок грузовых автомобилей в России в 2025 году может закончить с худшими показателями за последние несколько лет. Однако рост интереса к японским маркам и стабилизация в сегменте отечественной продукции может частично компенсировать спад.