По словам Павла Горбунова из ГК ГЛТ, найти груз для тентованных машин теперь сложнее — сроки поиска выросли на 67%, до 4–5 дней. Аналитики ATrucks зафиксировали падение спроса на 73 пункта, и рынок ушел в минус 36%. Компании вроде «Курьер Сервис Экспресс» и NOYTECH Supply Chain Solutions подтверждают спад на 20–25% в перевозках сборных грузов и полной загрузки. Сильнее всего пострадали строительные материалы и товары DIY — спрос рухнул на 35% из-за остановки крупных проектов. Товары повседневного спроса упали на 25–30%, а промышленные грузы — на 20%.
Причины кризиса — спад потребления и рост автопарков у маркетплейсов, которые перетянули клиентов. Александр Шилинчук из «ТРАСКО» считает, что это главные факторы. Высокая ключевая ставка и дорогие кредиты тоже сыграли роль, заморозив торговлю, отметил Александр Зарецкий из «Байкал Сервис ТК». Артем Васканян из NC Logistic добавил, что прошлый рост перевозок был иллюзией: маркетплейсы увеличили число мелких доставок, а не объем грузов. Теперь этот бум прошел, и рынок перенасыщен транспортом из-за доступных китайских машин.
Тарифы упали на 19,1% — до 52,3 рубля за километр, но затраты растут: лизинг подорожал на 30%, утильсбор — на 75–80%, ремонт — на 20%. Около 20% компаний близки к краху, а некоторые демпингуют, снижая налоги. Санджар Ашуралиев из «Делко» говорит, что рентабельность упала с 10–15% до 3–7%, и перевозчики работают на износ. В 2024 году 17,5 тысячи грузовиков вернули лизингодателям.
Эксперты ждут перелома: мелкие игроки уйдут, а тарифы вырастут на 20–30% к концу года. Это поднимет цены на товары, предупреждает Руслан Сафин из ТК «Орда». Пока фуры пустеют, но скоро их нехватка может изменить рынок.