Согласно тексту инициативы, планируется зафиксировать в Уставе автомобильного транспорта требование, согласно которому перевозка грузов должна осуществляться исключительно силами самого перевозчика или его сотрудников, на транспортных средствах, принадлежащих ему на правах собственности, аренды или другого законного основания.
Таким образом, если закон будет принят, компании утратят возможность привлекать водителей по гражданско-правовым договорам или использовать сторонние машины с водителями. Это должно повысить прозрачность налоговой отчетности и упростить контроль над соблюдением законодательства в сфере грузоперевозок.
Авторы инициативы ссылаются на статистику: на конец 2024 года в России числилось около 7 миллионов зарегистрированных грузовиков, тогда как официально занятых в отрасли — менее полумиллиона. Это указывает на широкое применение схем с привлечением внештатных водителей.
Такие практики, по мнению разработчиков законопроекта, позволяют компаниям уклоняться от налогов, не обеспечивать водителям социальные гарантии и создавать нечестную конкуренцию, что вредит добросовестным участникам рынка.
Кроме того, такие схемы негативно сказываются на безопасности: отсутствует контроль за режимом труда и отдыха водителей, что может способствовать росту числа дорожно-транспортных происшествий.
При этом эксперты отмечают, что уже действующие нормы регулируют использование транспорта по договорам аренды или лизинга и предусматривают указание данных в транспортных документах. В связи с этим, они считают, что более эффективным шагом было бы ужесточение контроля за соблюдением существующего законодательства, а не введение новых ограничений.
Параллельно в стране готовится к внедрению реестр перевозчиков, куда должны будут вноситься данные обо всех грузовладельцах и экспедиторах. Это позволит упорядочить рынок и дополнительно повысить его прозрачность.
Таким образом, несмотря на благие намерения, инициатива вызывает вопросы со стороны участников отрасли, которые опасаются возможного повышения административной нагрузки и вытеснения малого бизнеса.