Разговоры о закрытии польской границы, запрет на "перецепы", новый обмен запретами с Евросоюзом и подорожание транзита через Кыргызстан – что происходило в сфере грузоперевозок летом? Эти и другие вопросы Sputnik задал директору компании-представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяне Солдатенко.
Полузакрытая Польша
В июне Варшава заявила о своем намерении закрыть два последних действующих погранперехода на границе с Беларусью. Правда, сказано это было с оговоркой, что решение власти примут после того, как просчитают возможные экономические последствия.
Сейчас на белорусско-польской границе открыты два из шести существующих контрольно-пропускных пунктов: "Кукурыки – Козловичи" – для грузовых авто и "Тересполь – Брест" – для легковушек и автобусов.
Интересно, что еще весной Польша, наоборот, рассматривала вопрос об открытии одного из неработающих погранпереходов. Речь о КПП "Бобровники – Берестовица". Тогда в правительство с такой просьбой обратились местные предприниматели, которые потеряли клиентов из Беларуси и понесли серьезные убытки.
И все-таки июнь показал, что ожидать открытия одного из КПП не следует. А наоборот – нужно подготовиться к закрытию всех погранпереходов на границе с Польшей.
В июле Варшава вновь подняла этот вопрос (для грузового транспорта), но так и не реализовала свои намерения.
Хотя новые ограничения все же начали действовать – усилен таможенный контроль на границе с Беларусью. Больше всего это коснулось железнодорожной станции "Малашевиче", через которую проходит большинство транзитных грузов из Китая в ЕС. Но со временем более жесткий контроль ввели и для грузовиков ("Кукурыки – Козловичи").
"Новости о закрытии КПП или других ограничениях на европейской границе уже достаточно спокойно воспринимаются в среде перевозчиков и грузоотправителей. Тенденция такова, что сейчас из-за все новых осложнений на границе с ЕС чаще ищут не обходные пути, а новых поставщиков. И находятся они обычно в Азии", – пояснила Солдатенко.
Обмен санкциями
За лето ЕС и Беларусь обменялись очередными ограничительными мерами. Евросоюз, например, запретил перевозить по своей территории грузы прицепами и полуприцепами с белорусскими номерами.
"Это значит, что теперь перевозчики не могут пользоваться методом перецепки грузов: когда товар до границы везут на белорусском тягаче, а там перецепляют на зарегистрированный в ЕС. Этот метод пользовался популярностью после запрета на передвижение по территории Евросоюза фур, зарегистрированных в Беларуси и России. Остался только вариант “перегруза”, когда товар из одного прицепа перегружают в другой. Но это дольше, затратнее и не для всех категорий товаров подходит”, – говорит Солдатенко.
Более того, в августе вступил в силу запрет на работу на территории ЕС для транспортных компаний с белорусским капиталом. Он коснулся юрлиц – резидентов Евросоюза, в которых доля белорусских собственников превышает 25% и которые созданы после 8 апреля 2022 года. Это не распространяется на компании, у которых собственники с двойным гражданством или граждане Беларуси с временным либо постоянным разрешением на проживание. Литва и Польша уже высказались, что намерены провести проверки транспортных фирм в своих странах, чтобы выяснить происхождение их капитала.
Европейский союз расширил и запрет на импорт/экспорт товаров в Беларусь (или из нее). Минск ответил на это и тоже пополнил списки запретов на ввоз товаров из недружественных стран. Это касается импорта из Австралии и Новой Зеландии, всех государств ЕС, Канады, Лихтенштейна, Норвегии, США и других западных стран.