В мае 2025 года стоимость автомобильных перевозок грузов в России начала постепенно увеличиваться, сократив разрыв с показателями прошлого года. Если в 2024-м средний тариф составлял 68,7 рубля за километр, то сейчас он достиг 66,4 рубля. Разница всего 3,3%, но с учетом инфляции реальный рост более ощутим.
Почему цены пошли вверх?
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов:
- Сокращение парка машин. Многие перевозчики снизили активность, ожидая роста тарифов, а некоторые и вовсе вернули лизинговые автомобили из-за убытков.
- Дефицит водителей. Молодежь не стремится в профессию, считая ее непрестижной, а опытные дальнобойщики часто обладают востребованными военными специальностями.
- Демпинг китайских компаний. Иностранные перевозчики предлагают тарифы на 30-40% ниже, что давит на рынок.
Кто виноват и что делать?
- Логистические компании оптимизируют расходы, а некоторые временно прекращают деятельность, чтобы не работать в убыток.
- Власти пока не вмешиваются, но если ограничат демпинг китайцев, это может резко поднять тарифы.
- Клиенты уже чувствуют подорожание услуг, хотя объем грузопотока не увеличивается.
Что ждет отрасль?
По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», спрос на перевозки упал на 30% в первом полугодии 2025 года. Если тенденция сохранится, рынок ждет дальнейший рост цен и сокращение предложения.
Выводы
Ситуация в грузоперевозках остается напряженной. Пока нет предпосылок для снижения тарифов, а ключевые игроки ждут действий регуляторов.