Главная причина — острая нехватка водителей. По данным РАН, около 70% транспортных компаний сталкиваются с кадровым дефицитом. Автономные системы решают эту проблему, работая круглосуточно без перерывов. Кроме того, они снижают аварийность, исключая человеческий фактор, и помогают бизнесу экономить до 30% на зарплатах водителей.
За рубежом технологией активно занимаются США, Китай и Европа. Например, Tesla Semi от Илона Маска уже перевозит грузы для PepsiCo, а китайская TuSimple тестирует колонны беспилотных фур. Однако в коммерческом внедрении Россия уже опережает многих: только одна компания «ЭвоКарго» выпустила более 150 автономных грузовиков, тогда как у лидеров вроде Aurora или Einride счет пока идет на десятки.
Как это работает в России
На закрытых территориях (склады, заводы) беспилотники уже стали нормой. Они перевозят грузы без участия человека, используя датчики и ИИ.
На трассах тестируются грузовики КамАЗ, «Сберавтотех» и Starline. С 2025 года планируется их массовое использование на М-11.
Законодательство тоже не отстает: к 2026 году в России могут разрешить полностью автономные перевозки (уровень L5 — без водителя в кабине).
Среди российских разработчиков выделяются:
«ЭвоКарго» — лидер по внедрению, их грузовики работают у Wildberries, «Почты России» и «Сибура».
Navio (бывший «Сберавтотех») — создал прототип тягача без кабины водителя.
КамАЗ и «Яндекс» — тестируют дальнемагистральные перевозки.
К 2030 году в России планируют оснастить «умными» технологиями как минимум одну федеральную трассу. А пока бизнес все чаще выбирает беспилотники для логистики — это выгодно, безопасно и соответствует трендам на устойчивое развитие.